Когда я для себя открыла творчество Константина Долганя, то сразу родилась мысль написать о нём материал, в котором показать разные стороны творчества живописца. Но всё вышло не совсем так, как я предполагала. Как оказалось, писать надо не только о нём как о художнике, но и о замечательной семейной истории. О таланте, умноженном на два.
Константин Андреевич и Ольга Анатольевна познакомились несколько лет назад. Оба состоявшиеся по жизни люди, но без той самой половинки, которая делает нас счастливыми. Судьбе было угодно, чтобы двое встретились и поняли: «Мы вместе!» Так талант художника объединился с талантом поэтессы.
Художник
Творческий багаж у обоих большой. Константин Андреевич к нынешнему моменту написал уже сотни картин: пейзажей, портретов, сюжетных. Начал он, по его собственному выражению, малевать как-то сразу, просто по зову души.
— Я всегда был неравнодушен к прекрасному, — говорит художник. — Люблю побродить по музеям, выставкам. Но живописи никогда целенаправленно не учился. В школе рисовал неплохо, благодаря хорошему учителю. Но профессию себе выбрал техническую. Я по образованию — инженер-механик, работал конструктором, позднее переквалифицировался на программиста, даже занимался вёрсткой газеты. А вот к творчеству меня привёл случай.
После того, как Константин Андреевич поступил в институт и проучился там некоторое время, он вдруг понял: что-то не так, не идёт, и решил пойти в армию. Служил в Германии, в войсках связи. После армии работал на заводе, затем окончил Харьковский авиационный институт. Но год окончания пришелся на начало 90-х, когда, по его словам, «пошел развал всего и вся, и распределение, как говорится, накрылось, и пришлось остаться в Харькове, где работал конструктором, а затем программистом».
И вот как-то, желая сделать приятный сюрприз коллеге по работе, он решил нарисовать её портрет.
— Взял карандаш. Пробую, пробую. Нет! Что-то не то. Не нравится. Пошёл, купил краски и намалевал. И ей, и всем остальным понравилось. За одним портретом пошел другой, третий, а там и до пейзажей руки дошли, — вспоминает Константин Андреевич. — Люблю природу, старинную архитектуру. Много путешествовал и в годы Советского Союза, и сейчас. Пишу, что вижу.
На картинах Константина Долганя часто присутствуют исторические и архитектурные достопримечательности, прекрасно вписывающиеся в пейзаж. Так отражается органичное слияние природных красот родного края с памятниками русской старины. При этом у Константина Андреевича своеобразное чувство пространства и особая манера, чем-то похожая на творчество русских художников-передвижников. Традиции русской живописи в его картинах гармонируют с подкупающей искренностью самобытного таланта. При этом художник очень требователен к себе. Знает слабые места своего творчества и постоянно старается работать над собой.
Поэтесса
Ольга по профессии и призванию — врач. Длительное время работала участковым терапевтом в СГБ имени Семашко, сейчас — профпатолог в БПНЦ РАН, сотрудничает с НИИ медицины труда и профзаболеваний. Стихи для неё — увлечение, а игра на гитаре — отдых после трудового дня.
Её стихи также точны в своей образности и точности деталей, как и картины её спутника жизни. Замечательный союз двух созидающих натур скреплен не только светски, но и творчески. Константин Андреевич написал серию шуточных картинок, посвящённых «семейной» истории рыжего кота Евсея и кошки Изольды, — так героев назвала Ольга Анатольевна, написав по сюжету стихотворение. Я слушала это произведение, смотрела на картины и внезапно поняла, что это ведь ИХ история: встреча, знакомство и пришедшее ощущение, что надо быть обязательно рядом. По-другому, наверное, быть и не могло.
Ольга Анатольевна рассказала очень трогательный случай из их совместной жизни:
— Когда Костя первый раз приехал ко мне в Серпухов, то оказалось, что у него есть для меня сюрприз. Я ничего не знала, просто зашла в комнату и увидела, что на стене висит мой живописный портрет. Я была потрясена, даже сейчас не могу полностью передать свои чувства, как мне это было приятно.
Стихи Ольги привлекают своей лиричностью и искренностью. Она состоит в серпуховском литературном объединении «Серпейка». Пишет не только стихи, но и рассказы. И говорит, что лучший её критик и редактор — это супруг:
— Он как-то чувствует, где я пишу не так, и безжалостно это правит. И я потом понимаю, что, да, так лучше, правильнее, звучнее, — подчёркивает Ольга Анатольевна. — Мои стихи — это мысли, чувства, эмоции. И Константин это ощущает очень тонко.
Город для двоих
Серпухов для Константина Андреевича и Ольги Анатольевны — это город, который сподвигает их к творчеству. Константин Андреевич постоянно принимает участие в традиционных летних вернисажах, проводимых серпуховским Музейно-выставочным центром. О том, как в Серпухове можно дать ещё один стимул к развитию культурной среды, Константин Долгань говорит так:
— Общаясь с художниками, я вижу, что во многих больших и малых городах, особенно тех, куда приезжает множество туристов, есть площадки, аллеи, улочки, где местные умельцы, художники, рукодельницы представляют свое творчество. Хорошо бы сделать такую постоянную зону и у нас в городе. Серпуховичам точно есть что показать и предложить гостям. И не только в день города, но и в другие праздники.
Ольга Анатольевна тоже не остаётся в стороне от общественной жизни Серпухова. Она, по словам супруга, «активный борец за здоровую экологию». Это не удивительно, ведь она — врач, который хорошо понимает, как важно для здоровья жить в благоприятной, комфортной среде.
На вопрос: «Что для вас творчество, и каким оно должно быть, по вашему мнению?» герои моего очерка отвечают так:
— В первую очередь оно должно быть понятным. Если это картины, то не обязательно фотографически точные. Можно рисовать и абстрактные фигуры, но так, чтобы в этом была мысль, идея, которую зритель видит сразу. Если это стихи, то они также должны быть не самовыражением автора, а его диалогом с читателем.
Могу уверенно сказать, что Ольге Ивановой и Константину Долганю удаётся не отступать от этих принципов. И их творчество — это сегмент культурного пространства Серпухова, насыщенного и разнопланового.
Закончить очерк хочу также строками из стихотворения Ольги Анатольевны «Городская тишина. Серпухову». Город у супругов — один на двоих, и они дарят ему свой умноженный на два талант, говоря при этом: «Как много связано с тобой, как ярко помнится былое. Ты стал навек моей судьбой, моей водою ключевою».