Внимание миллионов советских граждан приковано к телевизионному фестивалю «Песня года» и к музыкальной программе «Голубой огонек»: вот-вот на экранах телевизоров появятся любимые артисты, которые подарят новую песню. Иосиф Кобзон, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев, Нани Брегвадзе, Анна Герман, Людмила Зыкина, Лев Лещенко, Николай Гнатюк, ансамбли «Самоцветы», «Пламя», «Арника» и другие популярные исполнители… Кумиры эстрады купаются в лучах софитов и славы, исполняя песни, ставшие хитами. При этом большая часть их репертуара является плодом творчества скромного композитора Алексея Экимяна.
«Не надо печалиться,
Вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди,
Надейся и жди»…
1941-й год. Начало Великой Отечественной войны. С первых же дней Армения взялась за перестройку военных и хозяйственных ресурсов для нужд фронта. Серьезное внимание в республике уделяют обеспечению призыва военнообязанных — в любой момент территория могла быть оккупирована Турцией, которая уже к 1942-му
году сосредоточила на границах страны миллионную армию. К промышленным станкам встали женщины. Также они вместе с детьми вышли на поля сельского хозяйства вместо ушедших на фронт мужчин. Среди них и полуголодный 14-летний Алешка, который, несмотря на юный возраст, взвалил на себя тяжелую мужскую работу монтера. Однако парнишка все больше заглядывается на криминальный мир, который в его юном и еще неокрепшем сознании предстает в романтическом свете. Впрочем, тому способствовали безотцовщина — отец Экимяна бросил семью сразу же после рождения сына — и вечное чувство голода. Мальчика начинает воспитывать улица. Естественно, о занятиях в музыкальной школе, где Леша учился играть на скрипке, пришлось категорически забыть. Какие могут быть сюиты и вальсы, когда жестокая школа выживания диктует свои правила?
«Колышется дождь
Густой пеленой,
Стучатся дождинки в окошко твое,
Сегодня мечта
Прошла стороной,
А завтра, а завтра ты встретишься ее».
В 1944-м году 17-летний Алексей Экимян идет работать механиком на железную дорогу в городе Ереване. А уже сразу после войны едет в Харьков, где он вместе с другими добровольцами участвует в восстановлении города после немецкой оккупации. Но и здесь некогда богатая, хлебосольная украинская земля встречает его голодом, холодом, а еще страшно мучают вши. Юноша подхватывает крупозное воспаление легких.
От смерти Алешу, когда он в агонии метался на холодном полу вокзала, спасла простая украинская женщина, работающая уборщицей. На протяжении длительного времени она отпаивала больного армянского паренька теплым козьим молоком, которое приносила из дома. В благодарность об этом поступке композитор Алексей Экимян напишет музыку на украинские стихи, но это будет намного позже. А пока же молодой человек из Армении выбирал свою жизненную дорогу. По воле судьбы здесь же, в Харькове, Алексей подружился с бывшими фронтовиками. Старшие товарищи, прошедшие войну, понимая, что в любой момент мальчишка может пойти по наклонной, посоветовали парню закончить техникум и в дальнейшем пойти работать в милицию.
Война окончена, и в 1946-м году Экимян возвращается в родной Ереван. Послушавшись своих наставников, которые, по сути, заменили ему отца, он идет работать в милицию. Это было суровое время, расцвет преступности, послевоенная нищета и острый дефицит кадров в органах внутренних дел, а профессиональных сыщиков и вовсе можно было пересчитать по пальцам. Но именно в таких непростых условиях и набирался опыта будущий генерал МВД. А уже через год, в 1947-м году, Экимяна направляют во Владимир, где располагалась средняя школа милиции.
«Тропинка в лесу
Запахла весной,
Земля разомлела от солнечных дней,
Сегодня любовь
Прошла стороной,
А завтра, а завтра ты встретишься с ней».
В 1954-м году, пройдя конкурсные испытания, Алексей Экимян поступает в высшую школу МВД СССР в Москве. Он будет единственным армянином, кто смог на вступительных экзаменах продемонстрировать высокий уровень знаний. Перед молодым курсантом во всей красе открывается Москва, где он встречает свою первую и единственную на всю жизнь любовь. Практически с первого взгляда он влюбляется в старшего преподавателя Валентину Карпову, которая на его курсе преподавала немецкий язык. Именно ради нее, солистки хора художественной самодеятельности, он спустя одиннадцать лет снова возьмет в руки скрипку. Алексей Экимян даже пытается что-то сочинять. Поэтому в 1957-м году, когда столица СССР стала площадкой молодёжного международного фестиваля, он решается представить на фестивальный конкурс художественной самодеятельности МВД СССР свое первое произведение «Фестивальный вальс».
— Я не уверен, молодой человек, что вы станете генералом, но то, что у вас есть способности и задатки композитора, налицо, — сказал Алексею Экимяну председатель жюри конкурса Вано Мурадели, вручая ему Почетную грамоту за первое место. Безусловно, для Алексея Гургеновича эти слова маэстро были выше всяких похвал, однако он сразу же после окончания учебы в звании старшего лейтенанта попросит направить его в самое отстающее отделение милиции Московской области. Таковое, как выяснилось, находилось в Бирюлеве.
«Как в поле роса,
Как в небе звезда,
Как в море бескрайнем весёлый прибой,
Пусть будут с тобой,
С тобой навсегда
Большая мечта и большая любовь».
Далее Алексей Гургенович возглавит отделение милиции поселка Красный Строитель. За год работы Алексей Экимян не только добивается стопроцентной раскрываемости преступлений, но и выводит подраз-
деление в лидеры всего Подмосковья, а уже в 1959-м его переводят в Серпухов.
Днем двери его кабинета, который располагался на втором этаже здания на улице Театральной (сейчас здесь находятся ОБЭП и музей МВД), всегда были открыты. Он старался помочь каждому разобраться в проблеме. А по вечерам, если не было выездов и задержаний, Алексея Гургеновича можно было увидеть в ленинской комнате штаба Серпуховского отдела милиции (сегодня в этих помещениях располагается Росгвардия). И время от времени с третьего этажа дежурной части доносились завораживающие звуки рояля — начальник милиции таким образом отдыхал после непростой службы.
Да, пролетели годы, но многие серпуховичи хранят память об этом удивительном человеке. Вот что вспоминает Юрий Алексеевич Егоров. «Мой отец, Егоров Алексей Филиппович, был заместителем начальника отдела милиции. Поэтому с Алексеем Экимяном у него в определенном смысле были дружеские отношения. Помню, как-то раз приходит Алексей Гургенович к нам домой (а мы жили в частном доме). Тут он и просит мою маму сорвать для него огурец. Она сорвала и начала его мыть, а он: «Александра Николаевна, зачем же вы его помыли?! Я хочу с росой».
А вот еще один теплый и светлый рассказ подполковника милиции Елены Аркадьевны Немыкиной. «Мне было 9 лет, когда мой папа Аркадий Иванович Буланов, тогда являющийся начальником уголовного розыска, привел меня на новогоднюю елку. Праздник устраивали для детей сотрудников отдела. Елка была установлена в красном уголке, на третьем этаже здания. До сих пор стоит в памяти картинка: на сцене огромный черный рояль, а за ним сидит Алексей Гургенович. Он играет, а мы ходим вокруг елки и поем песни. Тогда мы даже не понимали, что он — большой начальник. Нам было так всем весело!»
«Он заботился о детях подчиненных, — дополняет общий портрет Экимяна Петр Петрович Сметанников. — Понимаете, не каждый начальник милиции раньше организовывал детские праздники, а он это делал. И меня, как сына сотрудника, тогда отец Петр Григорьевич Сметанников служил старшим опером, приглашали на утренники. Глядя на человека за роялем, я даже не мог подумать, что это такая величина!»
«Я работал на 2-й ситценабивной фабрике юристом, когда Алексей Гургенович заступил на службу в Серпуховский отдел, — говорит ветеран МВД, подполковник в отставке Эдуард Иосифович Эзрохи. — Познакомились, потом по возможности старался помогать ему подготовить статьи для местной газеты. В 1963-м году я вернулся в органы милиции, а Алексей Экимян уже был назначен руководителем уголовного розыска Московской области, поэтому нам часто приходилось встречаться. А еще помню, когда Экимян возглавил расследование дела о нападении на инкассаторов в Подольске, он регулярно приезжал в Серпуховский СИЗО.
Знаете, Алексей Гургенович всегда с какой-то любовью и заботой относился к Серпуховскому отделу милиции. Энергичный, знающий свое дело, при этом в нем не было никакого высокомерия. У меня остались воспоминания о нем, как о порядочном, интеллигентном человеке. Есть такие слова, если человек талантлив, то талантлив во всем. Это в каком-то плане относится к Экимяну: хороший руководитель, знающий сыщик, прекрасный композитор».
В 1961-м году подполковник милиции Алексей Экимян возглавил уголовный розыск Московской области. Опыт, профессионализм, прекрасные организаторские способности повлияли на его карьерный рост. Впоследствии он занял должность заместителя начальника управления МВД по Московской области. А в 1970-м году Экимяну было присвоено звание генерал-майора. Но он не мог жить без творчества. Сослуживцы даже не знали о том, что их главный сыщик сочиняет музыку. Волею судьбы Алексей Гургенович знакомится с композитором Оскаром Фельцманом, который, разглядев огромный композиторский талант Экимяна, берет над ним шефство. Оскар Борисович дает генерал-майору занятия, преподавая ему основы музыкальной композиции.
Алексей Экимян отдается службе полностью, без остатка, и только лишь поздним вечером, по возвращении домой, он садился за фортепиано и сочинял. Никто и никогда не мог ответить, каким образом Алексей Гургенович мог ловить преступников, раскрывать жестокие убийства, циничные грабежи и при этом писать чистую и светлую музыку.
И вот в 1973-м году, по предложению Арама Хачатуряна и Оскара Фельцмана, Алексея Экимяна принимают в Союз композиторов СССР, при этом членский билет ему вручает лично первый секретарь Союза Тихон Хренников.
Еще в начале 1970-х годов Алексей Экимян создает несколько армянских циклов, в которые вошло около 80 песен на слова армянских поэтов. В результате этой огромной работы ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Армении. Да, песни Экимяна знают и любят во всем Советском Союзе, и он находится на особом счету у министра МВД Николая Щелокова. Однако вечная дилемма — милиционер или композитор — проходит через всю сознательную жизнь Алексея Гургеновича. Ему всего лишь 46 лет, но уже пришлось пережить два тяжелейших инфаркта: ночные дежурства, участие в оперативной работе, огромная ответственность — все это не могло не отразиться на здоровье. А так хочется творить, столько хочется передать чувств в музыке! И вот в конце 1973-го года генерал-майор Экимян подает рапорт об отставке по болезни.
Композитор знакомится с Робертом Рождественским. Начинается новое плодотворное сотрудничество. Экимян пишет песни и на стихи Расула Гамзатова, а в 1980-м году выходит в свет пластинка «Пожелание», на которой записано двенадцать песен Алексея Гургеновича в исполнении Вахтанга Кикабидзе. Но несмотря на громкую славу, несмотря на популярность, он по-прежнему по своей скромности желает оставаться в тени…
Справка МК
Алексей Гургенович Экимян награжден:
► орденом Красной Звезды;
► нагрудным знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»;
► знаком «Заслуженный работник МВД»;
► юбилейной медалью «50 лет советской милиции»;
► тремя медалями «За безупречную службу»: 1-й, 2-й и 3-й степени.
До своего 55-летия Алексей Гургенович не дожил семнадцать дней: Экимян скоропостижно скончался 24 апреля 1982 года в госпитале МВД. По настоянию правительства Армении он был похоронен в Пантеоне особо почитаемого в Ереване Тохмахского кладбища. Пролетели годы. Армения стала самостоятельной страной, милиция была переформирована в полицию, да и нет теперь Советского Союза. Однако об Алексее Экимяне продолжают вспоминать, в том числе, и в небольшом подмосковном Серпухове. Здесь его продолжают помнить не только за прекрасные песни, счет которых переходит за сотню, но и за бесстрашие, принципиальность и профессионализм, проявленные за годы службы в милиции.
«Не надо печалиться,
Вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди,
Надейся и жди»…