В Дежурную часть УМВД России «Серпуховское» поступили заявления от двух 82-летних жительниц г. Протвино о том, что неизвестные мошенническим путем завладели их денежными средствами, причинив им значительный материальный ущерб.
На домашний телефон одной из пенсионерок поступил звонок - злоумышленники под предлогом обязательного декларирования наличных денежных средств убедили ее передать имеющиеся деньги через курьера. Домой к потерпевшей пришла неизвестная женщина, которая забрала 90 тыс. руб.
В результате оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками отдела уголовного розыска по подозрению в совершении данного преступления в Отдел полиции доставлена жительница Подольска.
По данному факту следователем Следственного управления УМВД возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. Серпуховским городским судом в отношении подозреваемой избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Из квартиры второй протвинки обманным путём похитили не менее 500 тыс. руб. Потерпевшей на домашний телефон позвонила неизвестная, представившаяся сотрудницей Пенсионного фонда РФ, и сообщила, что идёт замена денежных купюр старого образца на новые. В связи с этим к ней придёт представитель соцзащиты для написания соответствующего заявления.
Позже к заявительнице пришла женщина, якобы из соцзащиты, и они проследовали на кухню для заполнения необходимого документа. В какой-то момент хозяйка квартиры услышала хлопок входной двери – она предположила, что её муж вернулся с работы, однако лжесотрудница соцзащиты заверила, что это она нечаянно ударилась ногой.
Как только злоумышленница ушла, женщина, заподозрив неладное, проверила свои сбережения, хранящиеся в комнате, и не обнаружила их.
По данному факту следователем следственного управления УМВД России «Серпуховское» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ.
Помните, что люди преклонного возраста самой уязвимой категорией:
- ими легче манипулировать, они доверчивы, их проще ввести в заблуждение;
- они порой плохо разбираются в современных технологиях, не всегда могут проверить информацию в интернете;
- те, кто не привык пользоваться банкоматами и картами, могут выдать секретные данные для доступа к счёту;
- они привыкли безоговорочно доверять тем, кто представляется сотрудниками «соцслужбы», «полиции» или «собеса»;
- у пенсионеров часто обострена потребность в общении, они охотно идут на контакт.
Распростанённые схемы мошенничества
Социальная помощь. Например, лжесотрудники соцзащиты или подобной организации сообщают по телефону о положенной надбавке и просят оплатить небольшую комиссию за перевод. Порой мошенники наносят визит лично. Как правило, они де парами. Один отвлекает старика, другой ищет ценности.
Медицинский обман. Поступает звонок якобы из поликлиники. Пенсионера, к примеру, запугивают «выявленным» серьёзным заболеванием и предлагают купить дорогостоящие лекарства и медицинские приборы.
Банковские аферы. Злоумышленник представляется по телефону сотрудником безопасности банка или Следственного комитета, под разными предлогами запрашивая номер карты, срок действия и код безопасности — то, что сообщать нельзя.
Аферы коммунальщиков и ремонтников или продажа «полезных» вещей. Мошенники предлагают пенсионерам дорогостоящую услугу/вещь, например, установить суперфильтр для воды. Если нет денег, предлагают кредит. Опасность в том, что фирма может работать официально, и в случае подписания договора оснований для возбуждения уголовного дела нет.
Звонки из полиции. Лжеполицейский сообщает по телефону, что родственник пенсионера попал в ДТП или совершил преступление. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужна взятка. Требуется перевод денег или их передача курьеру.
Как защитить пожилых людей от мошеннических действий
Регулярно напоминайте им, что нельзя впускать в дом посторонних. Объясните, что если визитёр представляется работником социальной или коммунальной службы, нужно узнать его данные и рабочий телефон, а также уточнить в самой организации, работает ли там такой сотрудник. Для этого телефон социальных и коммунальных служб должен быть у пожилого человека всегда под рукой.
Расскажите пожилым родственникам, что никому и никогда нельзя отдавать паспорт, пенсионное или ветеранское удостоверение.
Чтобы свести к минимуму возможность передачи аферисту наличных, установите лимит снятия денег с карты. Родственник не сможет снять больше определённой суммы, позвонит вам за помощью, и вы расспросите, зачем ему деньги.
Рассказывайте пожилым родственникам о мошеннических схемах, учите их быть более осторожными. И просто поддерживайте с ними связь, чтобы убедиться, что у них всё в порядке.