Приокско-террасный заповедник превратят в модель

Он станет визитной карточкой заповедной системы страны

 В воскресенье, 21 июня, Приокско-террасный заповедник посетил федеральный министр природных ресурсов и экологии Сергей Донской. Он провел совещание, где обсудил перспективы развития заповедника и официально объявил о планах сделать его модельным для всей заповедной системы РФ.

Он станет визитной карточкой заповедной системы страны
Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской. Фото: Татьяна Пичугина

 Приокско-террасный заповедник на юге Московской области, у деревни Данки, — ровесник великой Победы. Его создали сразу после окончания Великой Отечественной войны — 19 июня 1945 года. Через три года его чуть не закрыли, но там уже к тому времени работал зубровый питомник, и заповедник удалось отстоять. Теперь он — единственный в Московской области, и один из самых маленьких в стране. Его площадь всего 4,9 тысяч га.

В истории заповедника было немало драматических моментов. Всегда находились люди, которые хотели поживиться за счет девственных охраняемых лесов. Но особенно тяжело пришлось в начале 90-х, когда срезали финансирование, и сотрудники не получали зарплату. Тогда на заповедные земли стали заглядываться предприниматели, мечтавшие построить здесь коттеджи. В те годы фактически перестал существовать научный отдел, ослабла охрана, нападали браконьеры, а руководителей отправляли под суд. Заповедник лихорадило вплоть до недавнего времени, пока должность директора не занял Евгений Григорьев, биолог по образованию, четверть века отработавший в заповеднике «Курильский».

Отвечая на вопросы журналистов, что же именно сделано за 15 месяцев его руководства, директор перечислил: прекратилась стрельба в заповеднике, которая раньше слышна была чуть не каждый день, худо-бедно удалось вернуть научные институты и ученых, главным образом из Пущино, которые раньше вели здесь исследования; реконструируют зубровый питомник, ведут ремонт кордонов, которые с 50-х годов стоят заброшенные; купили новую технику; собираются модернизировать котельную, то есть переводить ее с угля на современное топливо.

И все же главное, что ждут от Григорьева, — программа развития. Ради того, чтобы обсудить эту программу, министр Донской и устроил здесь выездное совещание.

Наука или туризм?

Вопрос о том, почему программы не было раньше, а тему развития Приокско-террасного заповедника, или ПТЗ, как его здесь для краткости называют, обсуждают только сейчас, участники совещания предпочли опустить. А Всеволод Степаницкий, заместитель директора департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России, заметил, что с 2011 года заповеднику увеличили финансирование в четыре раза — с 15 до 60 млн рублей в год. Это большой аванс, который отработан не был, и эффективного вложения этих денег на сей момент в заповеднике не заметно. Разумеется, министерству хотелось бы видеть результат.

Сотрудники занимались разработкой программы развития весь год, и теперь директор презентовал ее федеральному министру. Презентация вышла, прямо скажем, скомканная и однобокая. Сложилось впечатление, что все развитие сводится к туризму. Так что сотрудники министерства вынуждены были даже подкорректировать директорский доклад, уточнив, что речь идет все-таки о заповеднике. Возможно, казус произошел из-за недостатка опыта выступлений перед руководителем такого ранга, а возможно, из-за слишком серьезного восприятия идей и пожеланий, которые высказывают министр и его окружение. Если чиновники говорят, что нужно развивать туризм, то конечно, они хотели бы его видеть в каком-то виде и в заповеднике, но это не значит, что нужно на 180 градусов разворачивать вектор развития, и делать из заповедника аттракцион для туристов с тарзан-парком.

Заповедник — это территория нетронутой природы, естественная лаборатория, которую специалисты поддерживают в изначальном виде, и наблюдают за ее развитием. В этом единственная цель заповедника. Реализуют эту цель разными путями, в том числе и просветительскими методами. Как заметила Наталья Данилина, директор эколого-просветительского центра «Заповедники» и заместитель председателя экспертного совета по ООПТ при Минприроды, то, что заповедник окружен застройкой, заставляет действовать его сотрудников просветительскими методами — это залог его сохранения. Здесь должен быть мощный просветительский центр, но только на основе науки и охраны. Так что усиливать нужно именно эти направления.

Аналогичной точки зрения придерживается Мария Заблоцкая, дочь основателя зубрового питомника Михаила Заблоцкого, и единственный ведущий научный сотрудник. В частной беседе с корреспондентом «МК» в Серпухове» она подчеркнула, что без сильного научного направления ни просвещение, ни экскурсии в заповеднике не будут качественными. В советское время экскурсоводы числились в научном отделе, они там обучались, и такое положение вещей Мария Михайловна считает правильным.

Программа

Как же новое руководство будет развивать Приокско-террасный заповедник? Как рассказал участникам совещания директор Евгений Григорьев, центром программы служит зубровый питомник. Он занимает 200 га заповедной земли, на нем расположены большие вольеры для зубровых стад. Здесь животные пасутся, размножаются, растут под присмотром специалистов-зуброводов и отправляются в другие места страны в дикие условия, чтобы восполнить почти утерянную некогда популяцию. Зубры вызывают наибольший интерес со стороны населения, поэтому в зубровник организованы круглогодичные экскурсии. Желающих посмотреть на зубров становится все больше. В прошлом году заповедник посетили более 50 тысяч человек, а выручка от экскурсий увеличилась вдвое.

В заповеднике восстанавливают научно-исследовательскую работу, мониторинг биоты и окружающей среды, возобновили работу ученого совета. Сейчас на территории заповедника ученые ведут 13 исследовательских тем, в том числе 8 по договорам сотрудничества со сторонними организациями.

Обветшавшую за долгие годы безденежья центральную усадьбу приводят постепенно в порядок, сносят ветхие сараи, реконструируют здания, закупили тракторы, манипулятор, планируют отремонтировать общественный туалет. Руководство мечтает развернуть масштабное строительство на территории усадьбы: построить визит-центр, стоянки для автомобилей, поменять подземные коммуникации. В визит-центре площадью 2000 кв.м. будет вся инфраструктура для посетителей, музей зубра, а также развернуты учебные возможности, потому что здесь собираются сделать образцово-показательный просветительский центр, в том числе образовательный центр для сотрудников заповедной системы. Концепцию обновленной усадьбы представили министру вместе с макетом. На реализацию задуманных планов потребуется, по мнению директора, 6-9 лет.

Просвещение для профессионалов и для всех

Тема учебного центра для профессионалов заповедного дела не раз звучала на совещании.

— Заповедник должен стать методическим и образовательным центром для сотрудников заповедников, — сказала Данилина.

Это выглядит логично, если уж превращать Приокско-Террасный заповедник в модель для других и приглашать сюда иностранцев. Для учебных целей отведут зону 40-го кордона на берегу Оки. В двухэтажном здании кордона, где уже начат ремонт, создадут визит-центр с названием «ПТЗ: легенды и мифы» и там можно будет устраивать семинары, встречи, конференции. Второй участок для немассового туризма создадут на территории квартала 2-а. Два расположенных там кордона заброшены. В квартале находится деревня Родники, из 8 домов которой 4 пустуют. Здесь можно устроить эколого-познавательный комплекс для волонтерского движения, студенческих практик, юннатского движения.

Программу экологического просвещения в Приокско-террасном заповеднике уже разработали и вполне успешно реализуют. Эти усилия не остались не замеченными в министерстве. Особенно чиновники хвалили волонтерскую программу, отметив, что удачное расположение заповедника, то есть близость к Москве, удобный подъезд, нужно использовать на полную мощность. По словам Всеволода Степаницкого, заповедник располагает большим просветительским потенциалом, и всплеск познавательной активности заметен. Он предложил усилить работу с юннатами, потому что из них формируются будущие кадры заповедника.

Туризм

Есть у руководства заповедника планы и по развитию туризма. Две существующие сейчас экологические тропы в зубровом питомнике хотят модернизировать, и устроить еще одну тропу — вокруг водоема. Водоем заброшен, но видимо, его приведут в порядок. Главное — не перегнуть палку, а то выйдет как с тарзан-парком.

— У нас все-таки заповедник, а не национальный парк, — сказал Степаницкий, обсуждая доклад Григорьева. — Должен быть просветительский ракурс, а не спортивный аттракцион. Вас же троллят за этот веревочный парк в соцсетях.

Он также посоветовал коллегам уходить от местечковости в дизайнерских и архитектурных решениях. Не делать все своими силами, а заказывать макеты, фирменный стиль и его элементы у профессионалов и направлять для экспертизы в методическую группу в министерстве, специально созданную для помощи регионам.

Национальный парк

На угрозу со стороны окружающих заповедник поселений обратил внимание глава Серпуховского района Александр Шестун. Он рассказал министру о дороге, проходящей из Серпухова в Турово прямо по территории заповедника.

— Постоянно люди с большими деньгами лоббируют ее продление до Каширского шоссе, сокращая расстояние, — сообщил глава района.

Сейчас дорога заканчивается в землях совхоза «Туровский», который в прошлом году стал акционерным обществом. Его владелец, а также совладелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин, вроде бы, по словам Шестуна, дал гарантии, что будет развивать только сельское хозяйство без дачного строительства.

— Благодаря заповеднику эта часть района наименее застроена дачами, — скромно сказал Шестун.

Он напомнил участникам совещания, что еще в советское время издавали постановление о создании природного парка на территории Серпуховского района, и хорошо бы к этой идее вернуться, потому что в национальном парке — больше возможностей развивать туризм.

О создании национального парка на юге Подмосковья говорят с 1956 года. Основу заложили, организовав опытное лесное хозяйство «Русский лес», но дальше дело не пошло. «МК» рассказывал подробно об этой истории в статье «Природе под Москвой негде припарковаться» («МК» №24894 от 21 октября 2008).

Министр Сергей Донской в целом программу одобрил, но попросил через месяц представить доработанный вариант с учетом пожеланий и критики. Он также сообщил, что федеральное финансирование пока будет устойчивым, но хотелось бы, чтобы заповедник поддерживался регионом и частными инвестициями.

— Если правильно сформулировать идею, то частник подтянется, потому что ему будет интересно коммерчески, — сказал министр.

Однако конкретных способов привлечь частные инвестиции или примеров из других заповедников не прозвучало.

Всеволод Степаницкий добавил, что программу нужно разработать минимум на пять лет, и такую, чтобы она была универсальной и не зависела от личности руководителя. Чтобы новый руководитель пришел и смог продолжить реализовывать программу развития. Во избежании домыслов и слухов, готовую программу чиновник предложил опубликовать на сайте заповедника. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру