Серпуховичи и гости города тонули в музыке и звездном небе

В минувшую субботу территория усадьбы Мараевой превратилась в уникальную творческую площадку, на которой встретился джаз с русским авангардом. Не обошлось и без звезд… каждый присутствующий, благодаря сотрудникам пущинской обсерватории, мог отыскать на вечернем небосклоне свое светило. Уже второй год подряд необычный проект «Музей под звездами» Серпуховского историко-художественного музея удивляет, поражает, пленяет…

Серпуховичи и гости города тонули в музыке и звездном небе

Эх, газон! В этот вечер зеленая зона музея превратилась в галерку, так как посадочных мест явно не хватило, впрочем, как и мест парковки. Даже дождь, который обрушился всей своей мощью за несколько часов до мероприятия, не смог подмочить репутацию фестиваля — более тысячи человек тонули в звуках джаза, любуясь колоритными и фундаментальными мазками амазонки русского авангарда Натальи Гончаровой, работы которой после продолжительной паузы вновь выставлены для обзора посетителей. Серпуховский музей по праву гордится полотнами художницы, которые занимают особое место в выставочной экспозиции. Впрочем, сегодня здесь можно было увидеть лишь часть ее произведений: две картины «Письмо» и «Бабы с граблями» в настоящий момент экспонируются в Лондонской галерее современного искусства.

Детство Гончаровой прошло относительно недалеко от Серпуховского уезда — в Тульской губернии. Её отцу, московскому архитектору Сергею Михайловичу Гончарову, принадлежали несколько сёл и усадеб: Ладыжино, Нагаево, Лужны. Свои теплые детские воспоминания о сельском быте будущая художница пронесет через всю свою жизнь, и где бы она ни жила, где бы ни работала, те самые деревенские мотивы Наталья будет переносить на свои полотна, которые спустя годы будут признаны национальным достоянием России.

Окончив в 1898 году IV женскую гимназию с серебряной медалью, Наталья Гончарова пробует себя на медицинских курсах, но уже через три дня их бросит. Попытается учиться на историческом факультете высших женских курсов. Снова уходит. И только лишь в 1901 году в качестве вольного слушателя поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение, в класс скульптора-импрессиониста П.П. Трубецкого. Другим её учителем становится С.М. Волнухин. А уже через двенадцать лет ее работы будут представлены московской публике.

Молодая художница, которой только исполнилось 32 года, показала 750 полотен авангарда. Дягилев позже расскажет: «Самый знаменитый из этих передовых художников — женщина. Гончаровой нынче кланяется вся московская и петербургская молодежь. Но самое любопытное — ей подражают не только как художнику, но и как женщине. Это она ввела моду на рубашку-платье, черную с белым, синюю с рыжим. Но это еще ничего. Она нарисовала себе цветы на лице. И вскоре знать и богема выехали... с лошадьми, домами, слонами — на щеках, на шее, на лбу. Что не мешает этой Гончаровой быть большим художником». Да, именно Наталья Гончарова среди художников русского авангарда покоряет публику, добивается общественного признания. Да, авангард практически перевернул русскую культуру, поставив ее с ног на голову. Абстракционизм Василия Кандинского, супрематизм Казимира Малевича, конструктивизм Владимира Татлина, кубофутуризм (кубизм, футуризм) Владимира Маяковского, органическое направление Михаила Матюшина вошли в историю не только России, но и всего мира, то есть навсегда застолбив свои законные места в памяти поколений. Вот и спустя 109 лет(!) маленькие серпуховичи на фестивале «Музей под звездами» копируют в увеличенных пропорциях знаменитый натюрморт Роберта Фалька, который тоже является бесценным экспонатом Серпуховского историко-художественного музея. Фиолетовый кувшин, алая драпировка и невзначай брошенные фрукты теперь являются частью музейного гаража, и это — малая часть огромного авангарда, живого авангарда. Поэтому не удивительно, что программа праздника началась с поэтического рассказа об искусстве рубежа XIX и XX веков заведующей экскурсионным отделом СИХМ Натальи Заборской. А тем временем со сцены доносятся джазовые композиции в исполнении талантливых музыкантов из Серпухова, Чехова, Санкт-Петербурга и Москвы. Более того, некоторые артисты оживляли на сцене лучшие картины из коллекции СИХМ, представ перед зрителями в образе тех или иных героев полотен.

Одновременно каждый желающий мог получить танцевальный мастер-класс в стиле джаз или посмотреть модный показ от современного бренда одежды «BONX», сделать фотографии на память в тематических фотозонах, научиться живописи «Fluid Art». В рамках фестиваля работала фотосушка, где можно было увидеть работы фотографа Серпухова Марии Хавротиной. Когда же небо над Серпуховом покрыли своими размашистыми мазками сумерки, гости фестиваля прильнули к телескопам, чтобы под звуки джаза утонуть в звездном небе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №33 от 7 августа 2019

Заголовок в газете: JAZZ me — и этим все сказано

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру