Сотворение музыки души

Духовный стих сам по себе — это плод духовной жизни людей

«Духовный стих сам по себе — это плод духовной жизни людей. Эти стихи посвящены общению человека с Богом и существуют столько же, сколько существует христианство», — так начинает нашу с ним беседу настоятель Никольского храма в посёлке Большевик, протоиерей Владимир Зотов.

Духовный стих сам по себе — это плод духовной жизни людей

Недавно в подмосковной Коломне прошёл первый фестиваль духовной песни «Филарет», на котором отец Владимир и его семейный ансамбль были высоко оценены жюри. В конкурсной программе Зотовы исполняли песню, дата рождения которой уходит в далёкий XIII век. В ней рассказывается о красоте русской земли. Исполнение духовных песнопений для священника и его близких — это одна из составляющих служения Господу и Вере.

— Отец Владимир, какими словами яснее всего выразить, что такое духовный стих и каково его значение для верующего человека?

— Процитирую слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна: «Удивительной ясностью понимания и глубиной постижения религиозных вопросов поражают русские духовные стихи… Народ пел от полноты сердечного чувства, созидая духовную поэзию как молитву, под благодатным покровом покаяния и умиления, свидетельствуя тем о богатстве своего соборного опыта, поднимавшегося в иные мгновения до вершин истинно святоотеческой чистоты и ясности». В этих словах митрополита и заключается определение высоты и значимости духовного стиха для русского народа. А для себя мы с супругой сформулировали так: духовный стих — это внебогослужебное религиозное песенно-поэтическое народное творчество.

— Как рождается духовный стих?

— «От избытка сердца уста глаголют», — так записано в 12-й главе Евангелия от Матфея. Духовный стих рождается тогда, когда есть полнота духовной жизни христианина. Это стихия его внутреннего выражения. Когда она оскудевает, духовный стих замирает, исчезает.

— Современный мир достаточно жесток. Находят ли в нём духовный стих, духовная песня своё место?

— Возрождение жизни духовных стихов в нашей стране началось в конце восьмидесятых годов прошлого века, во время празднования годовщины крещения Руси, когда стали терпимее относиться к церковной жизни. Тогда были изданы пластинки с записями хора Троице-Сергиевой лавры, разрешили людям ходить в храмы. Однако сейчас песня в целом в душе народной замерла. Мало кто поёт от души, от сердца. И духовная песня как поэтическое творчество не то, чтобы умерла, — она не бьёт ключом, потому что народная душа находится в немощном, расслабленном, ожесточённом состоянии.

— Как вы начинали свой путь в духовной песне?

— Мы с супругой познакомились с этой стороной творчества — духовными стихами и богослужебным пением — в начале девяностых. Начали петь в ансамбле древнерусской музыки «Сирин», где около трёх лет изучали и исполняли духовные песнопения. В девяносто пятом освоили гусли. Так это родилось и начало жить в нашей семье.

— За столько лет, наверняка, у вас были победы на конкурсах, успех, признание…

— Участие в конкурсах не должно быть самоцелью, но, конечно, победы поддерживают, дают стимул к развитию. Как для ребёнка важно подведение итога его трудов. За эти годы было много интересных выступлений: фестиваль православной авторской песни «Исповедь сердца» в Костроме в две тысячи втором году, международный  фестиваль в Минске — в две тысячи третьем и пятом годах, в две тысячи шестом — «Серебряный псалтырь» в Дубне, международный московский фестиваль «Пою Богу моему дондеже есмь» — это семь лет назад, всероссийский фестиваль народного творчества воинов Вооруженных сил и членов их семей «Катюша» в этом году.

— Какие-то крупные проекты у вас были?

— Очень интересное сотрудничество с две тысячи восьмого по восемнадцатый год. у нас было с Московской филармонией. На сцене Камерного зала проходили три ежегодные встречи, посвящённые чтению Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Переложение, адаптацию текстов для семейного восприятия осуществляли моя супруга Екатерина вместе со своей подругой Натальей Гордеевой, текст читал народный артист России Владимир Никитин. А ансамбль пел духовные стихи и богослужебные песнопения русской, сербской, болгарской и греческой традиций.

— У вас десять детей. И они все входят в семейный ансамбль?

— Собственно, такая большая творческая работа и стала возможна потому, что к этому потянулись наши дети. В своё время мы с супругой окончили училище имени Гнесиных, большинство наших детей так же получили профессиональное музыкальное образование, подтягиваются внуки.

— Мелодия в духовном пении имеет какие-то каноны или каждый исполнитель привносит что-то своё?

— Что касается музыкальной части, самой мелодии, то каноны есть для богослужебных песнопений. Они чёткие, определённые ещё в древней Византии и получили благословение от духовных отцов: вплоть до того, какие мелодические ходы использовать нельзя. Всё это было воспринято на Руси и, соответственно, запечатлено в рукописях. Если говорить о духовных стихах, то здесь тоже есть свои правила творения и исполнения духовной музыки, но находятся они во многом в области личной, внутренней жизни человека, многое зависит от его духовного такта. Певцу необходимо руководствоваться Божьими Заповедями и сложившейся веками духовной традицией исполнения христианских песнопений и лично быть добродетельным христианином. И в исполнительском искусстве держаться духа и канонов, освящённых всем строем нашей христианской жизни. Если нам заповедано Творцом быть целомудренными, сдержанными, рассудительными, сочувствующими, скромными, то и мелодия со словом не могут быть поверхностными, легкомысленными. Слово и мелодия должны иметь в себе спокойствие, глубину, назидание. Мелодия напрямую связана со смыслом текста. Если это песня о Рождестве, христославие, то и мелодия может быть живая, подвижная, а если это стихи о покаянии, спасении души — мелодия более сдержанная, созерцательная. Эти каноны прописаны не музыкантами-теоретиками, а жизнью, духом, традициями самой Веры. Эта традиция передавалась изустно. Богослужебное песнопение фиксируется уже в тринадцатом веке, а духовные стихи не фиксировали. Их передавали из уст в уста, от родителей детям, от странников — «калик перехожих» — слушателям. И каждый исполнитель привносил что-то своё. Когда сегодня некоторые специалисты, искусствоведы утверждают, что нужно сохранять духовный стих только в его музейном варианте, считаю, что это не совсем правильно. Духовные стихи могут иметь вариативность, но дух и основы Веры они всегда должны передавать точно.

— Отличаются ли древние духовные стихи от современных, ведь наш мир меняется?

— Когда произносят такие слова «Но ведь и Церковь меняется!», то надо определиться с понятиями, что такое «Церковь» и что такое «меняется». Церковь — это общество, собрание верующих в Бога, и эти верующие познают истинного Бога через Его Откровение, которое неизменно. Бог же не меняется. Церковные люди, христиане могут ездить не на телеге, а на машине, пользоваться интернетом, но в духовном творчестве будет существовать та же атмосфера, тот же Дух Христов, что и в древности. Например, представить себе русский духовный стих с мелодией в джазовом стиле невозможно. Или узаконить, сделать нормой сегодняшние эксперименты по исполнению духовного фольклора в стилях «рок» или «попса». Апостол Иоанн Богослов говорит: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…». У христиан должно быть чёткое, ясное чувствование и понимание Бога. Мы видим Его кротким, милостивым и сострадательным к повреждённости человека. Вся наша жизнь есть великая битва за человека: за бесстрастие и целомудрие души. Этими добродетелями — бесстрастия и целомудрия — должен обладать и духовный стих.

— Вы считаете, сегодня духовная песня не потеряла своей силы и значимости?

— Безусловно. Душа русского народа и вообще душа — христианка и сегодня любит, сострадает и жертвует собою. И от полноты любви к Богу и людям изливает свои чувства в удивительных песнопениях духовного содержания. И то, что поражало и просвещало людей две тысячи лет назад — чистая, кроткая, жертвенная любовь Богочеловека Иисуса к Своему Творению — также и сегодня укрепляет нас в словах и мелодиях, повествующих о Нём.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 11 декабря 2019

Заголовок в газете: Сотворение музыки души

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру