О непростом пути писателя рассказал Владимир Голубев из Серпухова

У Владимира Голубева получилось, как в поговорке: где родился, там и пригодился. Несмотря на многочисленные отъезды в разные точки России, большую географию путешествий и мест работы, Серпухов всегда возвращал его домой. Недавно писатель приехал из Екатеринбурга. И не с пустыми руками. На литературном фестивале Владимир Голубев стал лауреатом премии им. П.П. Бажова в номинации «Мастер. Проза» за сборник сказок «Летучий корабль». В литературе, как и в жизни, все просто только на первый взгляд. И судьба Владимира Голубева вполне может стать сюжетом для весьма интересной книги.

О непростом пути писателя рассказал Владимир Голубев из Серпухова
Встреча с читателями в торговом доме "Книга" в Серпухове в декабре 2021 года. Фото из архива Владимира ГОЛУБЕВА.

Пятьсот лет мои предки топтали серпуховскую землю

— Поделитесь впечатлениями: какая часть творческого процесса самая сложная и чем все-таки удалось покорить жюри?

— Первая большая сказочная повесть «Царевич Елисей» из книги «Летучий корабль» вызвала много разговоров в критике… Писал ее около десяти лет. Начинал, бросал, менял сюжет. До сих пор не уверен, что смог попасть в жанр. Это и есть самое сложное в творчестве, наравне с придумыванием сюжета.

— Теперь предлагаю открыть первые страницы Вашей книги жизни.

— Родился в Серпуховском районе, в деревне Волохово. Там закрыли школу, что послужило причиной переезда нашей семьи в Серпухов: старший брат на тот момент уже учился, а мне было два года. Вся моя родня по линии отца и матери — с той стороны Оки. История нашего рода тянется с 16 века. Один из родственников восстанавливал родословную, стало известно, что пятьсот лет мои предки топтали серпуховскую землю. Один из них при Михаиле Романове получил дворянство — за службу и оборону рубежей. Знаю и судьбу прадеда: в первую мировую войну был обычным солдатом, несмотря на то, что дворянин — служил управляющим в разных имениях, как сказали бы сейчас, занимался административной работой. Здесь — наша земля. Здесь — мои корни.
Просят сделать хэппи-энд

— Читая Вашу биографию, приходит мысль: ох и непростая судьба у писателей… А сюжеты своих произведений всегда знаете от начала и до конца?

— В целом да. Иногда не знаешь, что в середине, но логика определенная у героев есть всегда. Однако в романе об обороне Серпухова «Забытый рубеж» немного поменял конец. Надеюсь, книга скоро выйдет. Издатели и читатели просят сделать хэппи-энд. Думаю, это и правильно. Литература должна дарить надежду, искру любви к жизни.

— «Забытый рубеж» — одна из ваших самых известных книг. Здесь редкие исторические факты о Серпухове переплетаются с судьбами людей…

— Основная идея книги «Забытый рубеж» — показать, что любовь к семье и родине важнее, чем любовь к государству, партии и общественным институтам. Здесь сходятся полные противоположности: молодой фанатик-комсомолец и девушка из семьи репрессированных. Если говорить об исторических фактах, то под Серпуховом было два лагеря НКВД. Первый — на месте деревни Родники (бывшая д. Жидовиново). Скажем так: для не очень опасных преступников. Например, туда ссылали тех, кто собирал колоски. Второй лагерь был на другой стороне Оки — в районе д. Прончищево. Для его создания расселили целую деревню. Рассказал в книге, в том числе как в войну там содержали военнопленных.

— Как удается находить такие подробности и детали?

— Источники фактов для моих произведений — воспоминания семьи, друзей, информация краеведов, местных жителей и, конечно, интернет. К слову, большая часть событий книги «Забытый рубеж» происходят на Малеевом поле.

«Сказки Малеевского леса» рождались на бланках допросов

— Вы сменили много видов деятельности: МВД, прокуратура, служба судебных приставов… Получается, от структур до пера — один шаг?

— Я кем только не был… Когда меня поздравляют — начинают со Дня железнодорожника (смеется). Закончил Московский областной государственный университет с красным дипломом в 1992 году. Было направление в аспирантуру, но жить на эти копейки стало невозможно. У меня рос маленький ребенок. В милиции в те времена начались массовые увольнения. Пошел туда, чтобы выжить. Потом была прокуратура. В структурах проработал около десяти лет, со временем наступило выгорание. В то время начал писать сказки.

— Хотя Ваша первая публикация далека от сказок…

— Еще учась на последнем курсе института, сочинил несколько сценариев исторических комиксов для журнала «Стригунок». Придумал рисунки, художники поняли мой замысел — нарисовали — и это стало моей первой литературной работой.

— И все-таки, как пришли к созданию книг для детей?

— Когда пришел работать в полицию, мой старший коллега сразу сказал: «Учись печатать». Помню, маленькая югославская красная печатная машинка, обрывки бумаги… Постановления стало перепечатывать скучно, и я стал придумывать первые истории. В маленьком кабинете на Калужской 37. Потом читал сыну и решил не выбрасывать… К 2000 году таких историй набралось на две книги. Впоследствии вышли «Сказки Малеевского леса» — про лягушонка Тима.
Рисунки для этой книги делала Тоня Решетникова — внучка художника Федора Решетникова, автора картины «Опять двойка». Первые книги рождались между делом.

Фото из архива Владимира ГОЛУБЕВА.

Помимо службы в госструктурах, работал преподавателем истории и права в Серпуховском колледже и различных институтах. Сейчас В на пенсии и практически все время уделяю творчеству.

Семья и творчество мало совместимы

— Как дома относились к вашему творчеству?

— Писательство разрушило мою первую семью. Про муз — это все сказки. Долгое время я жил один. На самом деле семья и творчество мало совместимы. Не зря есть термин «писательские жены» — это особая категория спутниц жизни. Так и у поэтов. Например, моему товарищу Вите Пеленягрэ (автору бессмертного хита «Как упоительны в России вечера — прим. авт.) его муза только в последние годы дает спокойно творить (улыбается).

— На что сейчас ориентировано Ваше творчество?

— Сказки пишу мало. Недавно закончил книгу о войне, о нашем регионе. В июле отдам редактировать, потом определю ее дальнейшую судьбу. Я прекрасно понимаю, что коммерческий успех мои книги вряд ли принесут. Делаю упор на качество и никуда не спешу. Одна из проблем — я распыляюсь. Может, есть смысл уйти в одну область: писать, например, не сказки, а о сказках — нон-фикшен или, как раньше говорили, «научпоп». Задумки есть.

— Как считаете, современные дети понимают классические сказки?

— О проблеме понимания, а точнее, непонимания сказок современными детьми говорят многие специалисты. Например, ребенок 21 века читает то, что написано 200 лет назад, и многое не укладывается в голове. Такая проблема есть у раннего П. П. Бажова, у одного из моих любимых авторов — С. Г. Писахова. Многие говорят, что это правильно — надо писать сказовым, «тягучим» языком. Я считаю, что должны быть вкрапления редких слов, чтобы ребенок развивался, но в целом надо писать на понятном современном русском литературном языке. Сам стараюсь соблюдать такой баланс.

Владимир Голубев на съезде Союза детских и юношеских писателей. Фото из архива Владимира ГОЛУБЕВА.

— Повороты судьбы вдохновляли на творчество?

— В 2008 году уехал работать главным приставом на Чукотку — да, очередной поворот судьбы. В библиотеке взял все сборники эскимосских сказок, стал читать. И захотел попробовать осовременить. Но они оказались своеобразными и суровыми: идея не удалась.
Но эскимосские сказки вдохновили — на впечатлениях стал придумывать свои, с оригинальным сюжетом. Со временем вышла книга «Ледяные саночки». Один из моих товарищей сказал: «Это твоя самая гениальная книга». После эскимосов мне стало тесно, написал еще произведения на основе фольклора саамов и ненцев.

«Старший пристав написал сказки»

— Как коллеги относились к творчеству?

— Один раз чуть не уволили. Когда я был старшим приставом в Серпухове, пришел новый главный пристав Московской области. И у меня как раз вышла книжка «Асины сказки». И в газете опубликовали статью: «Старший пристав написал сказки». Новому начальнику коллеги рассказали об этом в позитивном ключе, мол, какой активный у нас Голубев в Серпухове! Но он отреагировал иначе: «Какие сказки?! Уволить Голубева!» Но вроде обошлось (улыбается).

— Главные инструменты писателя — эмоции, воображение…

— И трудолюбие. Главная задача — придумать сюжет. Для детектива это очень легко. Вот мы с вами сидим и это уже начало детектива: случайно здесь происходит убийство, и погнали… Я стараюсь, чтобы было правдоподобно, учитывая, что знаю все изнутри. А хорошую сказку вот так с ходу не придумать. Про гномика, собачку, кошечку — можно, за день сто штук, но это любительство. К слову, на сайте «Стихи.ру» зарегистрировано более 1 млн 200 тыс человек. Грубо говоря, каждый десятый житель страны считает себя поэтом. Мы понимаем, что этот вал — скорее перенасыщение, чем качество. Бесконечные перепевы давно придуманных историй. Не литература, а чтиво.

— И детских писателей сейчас — как грибов после дождя…

— Каждая мама думает, что может написать сказку про чашку, которая улыбается блюдцу, а ложка во время сквозняка им подпевает… И среди этого «перебора» авторов уже не очень интересно. Я решил осовременить классические русские сказки, придать им путем стилизации новую жизнь, чтобы они не умерли и их по-прежнему понимали. Так создавалась «Охота князя Всеслава» — взял за основу русскую сказку «Звериное молоко».

Не пишу про мучения, сатанизм и секс

— Как «рождаются» герои произведений?

— Начиная работу над книгой, сначала предполагаешь, кого взять в качестве главного героя: девочку или мальчика? Думаю: нет, мальчиков много, девочки интереснее. Сейчас мировая детская литература, учитывая, что про мальчиков много писали, отдает предпочтение девочкам. Даже выбор пола — это тренд времени.

— Есть ли для Вас табу в литературе?

— Не пишу про мучения, сатанизм и секс. В моих книжках есть любовь, но это про отношения и чувства.

— Можете приоткрыть завесу тайны и рассказать читателям о новой книге, над созданием которой работаете?

— Книга будет с необычным названием: «Деревянный танк». В ней идет речь об оккупации, о том, как жили люди, оказавшиеся под пятой у немцев. К слову, под Серпуховом была мягкая оккупация. «Хатыни» не было, деревни не жгли. В этой книге будет отражена история.

— Возвращаясь к недавней награде: для Вас премия является признанием таланта?

— Это знак того, что делаешь работу правильно. Некоторые премии дают нонконформистам, которые идут своим путем. Мы не раскрученные, коммерчески не успешные авторы, но создаем что-то новое и интересное. Это самореализация и желание высказать свою точку зрения путем силы художественного слова и классической литературы. Тяжелая дорога. Нужны стальные, как канаты, нервы, толстая кожа. Но литература должна цеплять.

Поздравление после вручения Общенациональной литературной премии им.П.П. Бажова. Фото из архива Владимира ГОЛУБЕВА.

— А как же финансовый вопрос?

— Многие уходят в сценаристы — зарабатывать деньги. Меня тоже звали, но я отказался: не моя история. Однажды написал пьесу, там главная героиня умирает, потом воскресает. Родные ей уже гроб купили. И она ходит вокруг недовольная и спрашивает: «А где карманы?».
Уже в 90‑е стало понятно, что мое творчество монетизировать невозможно. Для этого надо было писать фэнтези или эротическую литературу, можно было бы заработать — и тогда, и сейчас. Знаю авторов, которые под псевдонимами пишут «эротику» и это приносит доход, на который можно жить. Творчество дает свободу. И богатый человек (я сейчас не о деньгах) — тот, кто свободен. Он может делать, что хочет, а не то, что заставляют его кошелек или желудок. Мне кажется, что не мы выбираем литературу, а она нас. Лично мне она «сказала»: «сиди и пиши сказки, молодежные детективы и книжки про войну» (смеется).
 
Найти книги Владимира Голубева можно в продаже в торговом доме «Книга» (ул.Горького, дом 3А) и в электронном виде на всех интернет-площадках.
                     
Кстати "Судьба приготовила главным героям настоящие круги ада: Саша Чистов с оружием в руках оказался в Серпухове, где громыхали кровопролитные бои с октября 1941 года, но, главное, — рядом с ним любимая девушка. Вскоре они попадут на фронт, где воронка от снаряда станет для раненого парня и его девушки то ли последним пристанищем, то ли геенной огненной. Во время очередной танковой атаки в ней очутился матёрый эсэсовец… Так чем же закончится поединок фашиста и комсомольца?" — аннотация к книге В. М. Голубева на сайте ЛитРес.
 
Справка МК: «Малеево поле» — один из мемориалов в честь солдат и офицеров, дравшихся с фашистскими захватчиками на линии обороны «Дракино-Троицкое-Кременки-Боровна-Павловка-Екатериновка-Малеево», которую также называют «Непокоренным рубежом».
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2022

Заголовок в газете: Литература должна цеплять

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру