На международные выставки в Канаду, Японию, Европу свои фотоснимки он отправлял с пометкой «Андреев. Серпухов». Его судьба — это история любви к жизни, профессии и фотографии. Даже в непростую сталинскую эпоху фотохудожник сумел сохранить свое виденье и уникальный взгляд.
О его творчестве и судьбе повествует документальный фильм телеканала ОТВ-Серпухов «Гений места». Премьера состоялась в историко-художественном музее. Авторы — Мария и Михаил Панкратьевы — рассказали «МК в Серпухове» о том, как шла работа над фильмом.
— Как пришла идея снять фильм про Николая Андреева?
Мария: — Когда осенью в музее стартовал проект «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии», директор Жанна Алейникова рассказала об экспозиции в нашей беседе на телеканале ОТВ-Серпухов. Честно признаюсь: после услышанного мне стало стыдно, что я, коренная серпуховчика, крайне мало знаю об Андрееве. Тогда и возникла мысль снять документальный фильм. В интереснейшей судьбе фотохудожника есть трагизм, драматургия. Осталось только собрать картину воедино и обработать материал. Своими мыслями я поделилась с Мишей, он поддержал инициативу.
Много времени ушло на подготовку — изучали судьбу Андреева, общались с теми, кто в совершенстве владел информацией о его творчестве. Биография Николая Платоновича удивительным образом перекликается с днем сегодняшним.
В фильме хотелось рассказать не просто о фотохудожнике, а о человеке, который жил в непростое время. Это и стало главной идеей. Насколько это удалось — решать зрителям.
— В каких локациях проходили съемки?
— От Серпухова до Москвы: в нашем музее; в мемориальном доме Андреева; в Третьяковской галерее; дома у сына художника, в деревне Паниково — там сохранился дом, где жила семья Максимова — друга Николая Платоновича.
— Сколько времени длилась работа над фильмом?
— Более полугода: начали работать над фильмом в октябре 2022‑го, закончили в апреле 2023‑го.
— Впечатляет работа по оживлению фотографий: изначально наполненные глубоким смыслом, они предстают перед зрителями в движении, уводя за грани восприятия статичной съемки…
Михаил: — Нас вдохновил фильм «Внутри снимка». Там было много идей, но я решил изменить формат подачи фото. Изначально понял, что главной «фишкой» фильма будут живые фотографии. Осталось только понять, как это сделать (улыбается — «МК»). Искал варианты, но не один из них не устраивал до конца. И только с третьей попытки удалось окончательно определиться, как будут выглядеть «спецэффекты».
Идея «оживить» самую известную фотографию «Пряха» и прочие кадры пришла в конце съемок. Над этим пришлось поработать.
Мария: — Фильм «Внутри снимка» был сложным для восприятия, однако натолкнул нас на идею, что со снимками можно поработать именно так: не уходить в «кино, основанное на фотографиях», а попробовать оживить их и вдохнуть новую жизнь — чтобы посмотреть по-другому на фото. На это ушло много времени, энергии и сил.
— С точки зрения монтажа «оживлять» снимки было сложно?
Михаил: — Самое сложное при оживлении фотографий — чтобы это не выглядело комично. В кадре, где движется рука Андреева, на мой взгляд, все получилось логично — именно так художники работают на самом деле, когда ретушируют фотографии — знаю об этом не понаслышке. В детстве я ходил в один фотокружок с внуком Андреева — Алексеем, хотя тогда не задумывался над этим. И только теперь, встретившись на съемках фильма с его отцом, Сергеем Николаевичем, понял, что «коллега по увлечению» был продолжателем фамилии Андреевых.
Вернемся к фильму. Колесо прялки на фото закрутилось в финале монтажа, когда Маша спросила: «А ты сможешь это сделать?» В тот момент я задумался — получится ли? Но вызов был принят, стало интересно воплотить задумку в жизнь. В интернете нашел 3D-модель колеса прялки — идентичную тому, которое изображено на фотографии Андреева. Целый день потратил на то, чтобы его «закрутить» и вписать в картинку. Но результат превзошел ожидания!
Мария: — А мне очень хотелось, чтобы колесо прялки крутилось. Татьяна Палицкая, старший научный сотрудник, хранитель фонда редкой фотографии Третьяковской галереи, когда анализировала фото, говорила: эта история не про конкретную женщину, а про человека, который попал в поток — света и времени. Колесо — символ того, что жизнь крутится, циклична. И продолжается вне зависимости от места и времени.
Михаил: — На фотографии «Закурил» показан настоящий сигаретный дым — тут ничего не придумано. Хотя на оригинальном снимке дыма нет. В нашем случае это больше элемент графики, чтобы придать объем и оправдать название фото. Все-таки мужчина закурил. «Оживлял» и дым из трубы дома на фото «Зимнее утро» — в оригинале шел из заводской трубы в Серпухове. И это не анимация. Известно, что Андреев пытался «оживить» свои снимки, а мы «оживили» уже «оживленные» фотографии.
— Какой факт из биографии Андреева поразил лично вас?
Мария: — Вся жизнь Андреева стала для меня одним большим открытием и вдохновением для создания фильма. Несмотря ни на что, фотохудожник сохранил себя, свое творчество и при этом остался верен своей Родине. Он жил в непростое время, когда арестовывали его друзей и коллег — понимал, что это может коснуться и его. Тем не менее продолжал делать то, к чему лежали сердце и душа.
Михаил: — Мне запомнилась история поездки Андреева по новому каналу «Москва-Волга». Николай Платонович был единственный фотохудожник на теплоходе, все остальные — фотографы-репортеры.
После его фотографии напечатали в журнале, хотя работы Андреева критиковались государственной пропагандой. Однако Николай Платонович смог и в новых реалиях доказать, что он настоящий фотограф и художник. В непростые времена оставался собой. Да, в эпоху Сталина шла большая стройка страны. А на фотографиях Андреева вода смотрится как залитый бетон — он смог снять так, чтобы показать и трагизм происходящего.
СПРАВКА МК: При советской власти пикториалисты подвергались различным нападкам со стороны властей и профессиональных организаций, пропагандировавших «социалистический реализм» как единственно возможный путь развития искусства. Не избежал этой участи и Николай Андреев, который подвергался критике за формализм и упадничество. Пытаясь выйти из ситуации официального запрета, Андреев в 1937 году в составе группы московских и провинциальных фотографов (в которую также входили А. Родченко, А. Шайхет, Б. Игнатович, Л. Шокин и др.) совершает поездку по новому каналу «Москва-Волга», но представляет на выставку пейзажи в своем традиционном пикториальном стиле. Андреева за сохранение памяти о выдающемся земляке. Уверен, что работа наших журналистов и коллектива музея станет большим вкладом в популяризацию творчества Николая Платоновича.
Мария: — Мы видели работы других фотографов, которые снимали эту стройку. Миша специально на интернет-аукционе приобрел журнал «Советское фото», который посвящен стройке канала. Было однозначно видно, насколько снимки Андреева отличались от работ других фотографов. Остальные показали цветущий Советский Союз, а Андреев — то, как было на самом деле. Просто засняв воду.
— Какое место занимает эта работа в вашей фильмографии?
Мария: — Каждый фильм для нас важен. Никогда не беремся за темы, которые не интересны или не трогают лично нас. Если складывается картинка, мы видим развитие событий и понимаем историю — тогда начинаем снимать кино. Этот фильм — важный и желанный для нашего творческого тандема.
Михаил: — Считаю, что «Гений места» — настоящий документальный фильм. С каждой работой стараемся расти и делать что-то новое. Сложно сравнивать, но по уровню я бы поставил этот фильм в один ряд с нашим «Беслан, будем жить».
— Сколько «километров пленки» ушло для создания фильма?
Михаил: — Несмотря на то, что выставку «Живопись света. Николай Андреев. Искусство фотографии» в музее снимали наши коллеги-операторы несколько раз, для монтажа фильма не хватило этих кадров. Помню, как я доснимал недостающие картинки в полной темноте. В выставочных залах выключали свет, ставил прожекторы… Экспериментировал, искал разные кадры для иллюстрации глав — получилось интересно.
***
Михаил и Мария рассказали, что фильм станет участником различных конкурсов и фестивалей. «Главное — не награды, а чтобы как можно больше людей узнали о великом серпуховском фотохудожнике Андрееве», — заключили Панкратьевы.
Премьера фильма состоялась на ОТВ-Серпухов 23 мая. Для всех зрителей документальное кино доступно на сайте телеканала и YouTube.
Побывав на премьере, скажу без преувеличения: этот фильм должен посмотреть каждый серпухович. Чтобы вдохновиться творчеством и бессмертной классикой нашего гения места — Николая Андреева.