Стоит ли ребенка приобщать к культуре с малых лет?

С рождением малыша многие новоиспеченные родители не успевают задавать кажущиеся бесконечными вопросы: когда можно начать прикорм, почему долго нельзя держать малыша в подгузнике, какая обувь правильная, с какого возраста пора учить читать... что, как и каким образом? Словом, одни только вопросительные знаки. Однако,как правило, мало кто из мам и пап задумывается о том, с какого возраста нужно знакомить ребенка с миром культуры. Хотя именно она, культура, является основой основ воспитания, это при том, что абсолютно каждый ребенок по своему потенциалу является Леонардо да Винчи, Моцартом, Боттичелли, Роденом…

Стоит ли ребенка приобщать к культуре с малых лет?

Не замечали ли вы, что в семье художника, как правило, растет художник, а в семье музыкантов — музыкант? Гены? Безусловно, и Чебурашки тоже. Смеюсь, конечно. Но я убеждена, что именно погружение в ту или иную среду с ранних лет обуславливает будущее ребенка (поэтому я нисколько не удивлюсь, если мои двое сыновей и дочурка станут журналистами). Простите, немного отвлеклась…

Итак, математика, спорт, английский — все это, безусловно, очень важно, но нельзя исключать из этого списка и духовное развитие ребенка.

Увы, но многие родители сами очень редко ходят по музеям. Не посещают они и театры, да и представление о балете с оперой имеют исключительно благодаря телевидению. Более того, я знаю немало серпуховичей, которые за всю свою жизнь ни разу, то есть, никогда не бывали в Серпуховском историко-художественном музее, а на Пушкинский музей, Третьяковку и соответственно на питерский Эрмитаж, как они сами же клянутся и божатся, им не хватает времени. А как же дети? Зачастую такие мамы и папы искренне убеждены, что за духовное воспитание их потомства ответственна школа, и именно классный руководитель должен ездить с учениками по музеям.

Тест на глупость

Я уже не помню, в каком возрасте первый раз побывала в музее и театрах. Все мое детство проходило на фоне живописных полотен (зачастую почему-то нонконформистов), на подмостках театральных сцен. Одним словом, я бывала всегда там, где было интересно моей маме, а так как оставить меня было не с кем, то она всегда брала меня с собой.

Не буду придумывать и приукрашивать: в музеи и театры я охотно шла из-за буфетов. Бутерброды с маслом и красной рыбкой, с красной икрой, маленькие пиццы, мороженое, пирожные — все это в эпоху дефицита, когда в магазин за одним сливочным маслом стояли часами, мне казалось манной небесной. Вместе с тем от частого посещения заведений культуры я уже в шесть лет была знакома с кубизмом Малевича, в десять неплохо разбиралась в творчестве Шагала и вообще могла уже заделаться театральным критиком. Поэтому меня всегда удивляло, почему мои одноклассники безудержно хохотали, когда, придя в музей, они подходили к обнаженным фигурам в камне или на живописных полотнах. Как-то я не выдержала и спросила об этом маму, на что она спокойно ответила:

«Просто таким образом они демонстрируют свою глупость, не бери в голову».

И знаете, спустя много лет, когда я уже стала студенткой журфака, то все знания, полученные пусть мимолетом, пусть в перерывах после поедания бутербродов в буфетах, всплывали в моей памяти, тем самым сослужив хорошую службу при получении отличной отметки в зачетке.

Хитрость и свобода

Да, век тотального дефицита ушел в прошлое, однако мой старший сын, как и я, в первую очередь в музеях искал буфет. Я же, вспоминая свою маму, терпеливо принимала его культурный голод. Более того, иногда шла на хитрость и заманивала его вкусной едой на ту или иную выставку.

Первые результаты появились, когда Мишке исполнилось 11 лет — мы посетили Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Сыну было просто необходимо обойти чуть ли не каждый зал, рассмотреть доспехи, прочитать все таблички под картинами. Признаюсь честно, что еще никогда так долго я не была в этом музее. Ноги от усталости отваливались, но мне только и приходилось слышать: «Пойдем дальше!». И мы шли. А потом был Русский музей, затем Пушкинский в Москве, Третьяковская галерея, постоянные посещения Серпуховского историко-художественного музея и многие другие. Для себя я сделала вывод: не нужно бояться идти на хитрости, чтобы заинтересовать ребенка.

Средний сын впервые переступил порог музея еще в более раннем возрасте, чем его старший брат. Сначала я старалась его всячески опекать, что-то рассказывать, показывать, но в его глазах царила скука. Однако потом мой Рыжик вполне гармонично влился в детскую экскурсионную группу и преспокойно без мамочки отправился по залам. Более сорока минут он слушал экскурсовода, задавал ему вопросы и тянул руку, а после вернулся обратно с нескрываемым восторгом. Тогда-то я усвоила для себя другое, второе правило: чем раньше в музее отпустишь свое чадо от себя и передашь его опытному специалисту, тем быстрее ребенок адаптируется в новых условиях и с пользой проведет время.

К Семирадскому с пистолетом

Правда, не так давно мой Кирилл отчебучил: на экспозицию Семирадского в Серпуховский историко-художественный музей решил отправиться с пластиковым огнестрелом (видно, чтобы лишний раз обратить на себя внимание). Я прекрасно понимала, что вступать с сыном в какие-то нравоучительные разговоры нет никакого смысла — кризис среднего возраста налицо, а увиденное все равно останется в его памяти. Поэтому, утвердительно кивнув головой, всего лишь аккуратно пошутила: «Надо только на охране показать твое оружие, а то вдруг в музее подумают, что это ограбление». Что же, трюк удался. Об оружии быстро забылось, экспозиция была изучена, впечатления получены.

В тот день мы отправились в музей всей семьей, даже с младшенькой Мирославой, которой исполнилось на тот момент три месяца… До этого Мирослава Александровна уже побывала на фестивале «Русская опера у стен монастыря». Малышка, как никогда, прекрасно спала под арии артистов Геликон-оперы. И тогда я усвоила для себя третье правило — погружать ребенка в мир культуры надо с пеленок.

Константин Паустовский писал: «Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». Так что, чем раньше ребенок приобщается к культуре, тем лучше для самого ребенка при формирования его как личности. Культура для него — это то, чем он овладевает, с чем взаимодействует, что создает, а постепенно он и сам становится ее частью.

И все же некоторые родители задают вопрос: зачем приобщать детей к культурным ценностям? Вырастут, тогда и насмотрятся, и налюбуются. Однако специалисты приводят несколько весомых аргументов в пользу раннего приобщения подрастающего ребенка к культуре.

- Это помогает развитию его способностей. У него расширяются в сознании горизонты, и он может уже выбирать то направление, которое ему интересно: музыка, изобразительное искусство, театральное мастерство.

- Ребенок, который с раннего детства знаком с литературой, лучше усваивает язык, он более грамотен.

- Те люди, которые с детства познавали культурные ценности, эрудированы и, как правило, достаточно успешны в жизни.

- Приобщение ребенка к культуре дает ему возможность ознакомиться с массой поведенческих моделей и человеческих типажей. Маленький человечек при этом сможет лучше понять себя и окружающих.

- Культура и искусство помогают ребенку (а затем и взрослому) переживать многие вещи на символическом уровне, не перенося их в реальную жизнь.

Кстати, в предновогодние дни в Серпуховском историко-художественном музее и в Музейно-выставочном центре запланировано немало увлекательных экскурсий и мероприятий. Лично мы собираемся. Кто с нами? Будем рады компании. Так что жду от многодетных и немногодетных мам и пап предложения, а также вопросы. Письма ловлю на e-mail: Yana-Kiblitski@yandex.ru.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Культура с пеленок

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру