Что необходимо знать о реформе отрасли обращения с ТКО

1 января 2019 года Московская область перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с реформой, инициированной правительством Российской Федерации. Одни жители восприняли реформу как очередное повышение цен на услугу вывоза отходов. Другие решили, что смысл реформы отрасли сводится к установке контейнеров раздельного сбора отходов. Для чего же на самом деле организована реформа и какие основные проблемы вывоза отходов, включая КГО (крупногабаритные отходы), существуют на сегодняшний день, мы выяснили в компании регионального оператора — ООО «МСК-НТ» у заместителя директора филиала Александра Гаврилицы.

Что необходимо знать о реформе отрасли обращения с ТКО

— Александр Иванович, можете объяснить, для чего организована реформа отрасли обращения с ТКО?

— Реформа отрасли направлена на создание кардинально новой системы обращения с ТКО, в которой ответственность за все образующиеся коммунальные отходы в пределах региона несет компания единого регионального оператора. Ранее вывозом ТКО занимались различные компании, в том числе и такие, на балансе которых мог находиться всего лишь один мусоровоз. Куда они отвозили отходы, не интересовало ни жителей, ни управляющие компании. Определяющим фактором в данном случае являлась цена. И бывало, она опускалась даже ниже цены приема отходов на полигон. Это означало, что такой мусор направлялся в лес или загородные овраги. Найти недобросовестного оператора было практически невозможно. А количество свалок в лесах неуклонно росло и достигло к 2018 году по стране более 14 000. Только представьте, площадь всех этих свалок оказалась эквивалентной двум площадям Тульской области.

Теперь мы контролируем весь процесс оборота ТКО в регионе. Мы создаем цивилизованную систему обращения с ТКО. Это значит, что мы нацелены не только на строгий контроль оборота отходов с тем, чтобы не образовывались нелегальные свалки, но и на снижение уровня отходов, направляемых на полигоны ТКО. Именно поэтому мы расставляем дополнительно контейнеры синего цвета, предназначенные для сбора полезных фракций отходов, которые могут быть переработаны и повторно использованы. В этом мы видим главные цели реформы обращения с ТКО.

— А какие проблемы сегодня вы испытываете на пути создания новой системы обращения с ТКО?

— Начинать любое дело всегда не просто. Проблемы, причем почти одинаковые, возникли не только у нашей компании, но и у других региональных операторов в Московской области. Практически в каждом регионе-кластере Московской области имелись недобросовестные подрядчики, предварительно заключившие контракты с региональным оператором, но не справившиеся с обязательствами. Это, например, стало причиной срывов графиков вывоза ТКО с контейнерных площадок и образования мусорных навалов. Другая проблема, также характерная для всех региональных операторов — отсутствие самих контейнерных площадок в ряде населенных пунктов. За организацию мест, на которые мы должны установить свои контейнеры, отвечают местные власти. Как правило, в таких населенных пунктах жители банально складировали мешки с отходами в определенном месте. И там из года в год образовывались стихийные навалы мусора, которые потом кто-то убирал. Мы, конечно, готовы и будем устанавливать контейнеры, но и местные власти должны идти нам навстречу в вопросе создания площадок сбора ТКО и обеспечения, к примеру в зимнее время, путей подъезда для мусоровоза.

Общей проблемой региональных операторов во всех регионах страны стала недопоставка производителями законтрактованных контейнеров и мусоровывозящей техники. Стартовавшая одновременно реформа вызвала повышенный спрос на контейнеры и мусоровозы. В результате производители оборудования и техники стали отгружать продукцию региональным операторам в ограниченных количествах. Тем не менее, мы находим пути решения данных вопросов, продолжаем наращивать в регионе контейнерный парк и увеличиваем количество новых мусоровозов.

— Александр Иванович, сегодня имеются проблемы с вывозом крупногабаритных отходов, скажите, а как разделены полномочия регионального оператора и управляющей компании?

— Хороший вопрос, поскольку многие жители действительно не знают, кто за что отвечает. Вследствие этого возникают необоснованные вопросы именно к региональному оператору. Согласно постановлению правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641», полномочия регионального оператора и управляющей компании или собственника контейнерной площадки разграничены. Региональный оператор несет ответственность за ТКО с момента погрузки в мусоровоз. Также мы отвечаем за транспортировку и обезвреживание ТКО. Но вот содержание контейнерной площадки в чистоте и обеспечение удобства выгрузки ТКО лежит на плечах управляющей компании или собственника площадки ТКО. Мы обязательно уберем отходы, если они, к примеру, просыпятся во время погрузки. Но если управляющая компания не позаботилась заблаговременно о заказе контейнера для сбора КГО, а жители просто выкинули строительные отходы, шкафы, габаритные предметы в кучу возле контейнеров, то бригада из водителя мусоровоза и его помощника не справится с такой горой мусора. Они просто не смогут это сделать физически, а если и смогут, то однозначно выбьются из графика и не вывезут ТКО с других площадок.

Именно поэтому там, где управляющие компании подходят ответственно к вопросу чистоты собственных контейнерных площадок, мы не имеем проблем с вывозом ТКО. В Москве, где мы являемся официальными операторами по обращению с ТКО с 2013 года, нет вообще никаких проблем с навалами мусора. И это только потому, что управляющие компании следят за своими контейнерными площадками и в случае образования навалов уже силами собственных дворников обеспечивают погрузку несанкционированных отходов в дополнительно предоставленные нами контейнеры.

— А что по поводу отходов, которые люди складируют возле контейнерных площадок?

— То же самое. Территория вокруг контейнерных площадок также находится в зоне ответственности управляющей компании или собственника контейнерной площадки. Управляющие компании должны следить за чистотой своих территорий, предупреждать жителей и заблаговременно сообщать регоператору о необходимости доставки, например, контейнера 8м3 для приема крупногабаритных отходов. Жители, в свою очередь, должны сообщать в УК о необходимости установки большеразмерного контейнера в связи с наметившимся ремонтом или вывозом крупногабаритных предметов. Это нормальная, цивилизованная практика приема ТКО. И если соблюдать все правила имеющихся документов и регламентов, то никаких проблем с чистотой площадок не будет.

— Конечно, культура обращения с ТКО в регионе только зарождается, можете пояснить, какие отходы относятся к крупногабаритным и каков механизм взаимодействия с собственниками?

— К КГО относятся такие отходы, как старая бытовая техника: холодильник, электроплита, стиральная машина или мебель, к примеру, диван, тумбочка. Проще говоря, это отходы, габариты которых не позволяют поместить их в стандартные контейнеры. Также нельзя складывать в обычные контейнеры строительные отходы — остатки бетонных стен, кирпичи, старые двери, дверные косяки и другие отходы.

А механизм взаимодействия прост. Управляющая компания обязана следить за порядком на контейнерной площадке. И если ее представители обнаруживают, что крупногабаритный мусор жители сложили рядом, вне контейнера, то обязаны погрузить его самостоятельно в наш специальный бункер либо сделать заявку, чтобы мы привезли бункер для этих отходов. Они делают заявку, мы ставим бункер, они грузят — и мы увозим.

— А везде ли будут установлены бункеры для КГО?

— Для качественного вывоза ТКО и КГО площадки в скором времени будут переоборудованы и станут соответствовать стандарту Министерства ЖКХ, то есть, практически на каждой площадке будут установлены контейнеры для раздельного сбора мусора и 8м3 бункеры для сбора КГО, если установка последних возможна.

— Как могут поступать жители, если запланировали выбросить КГО?

— Жители могут позвонить в управляющую компанию и уточнить, возможен ли вывоз с той площадки, куда планировалось отнести КГО. Если там нет контейнера для сбора КГО, жители могут заказать его доставку через управляющую компанию. Все вопросы по установке бункера КГО на постоянной основе на площадке, где его никогда не было, решаются с управляющей компанией или собственником площадки. То есть, необходимо данные вопросы задавать администрации или управляющей компании, чтобы те, в свою очередь, вносили данные в реестр контейнерных площадок и передавали его нам. А мы будем планировать установку бункеров в новых местах.

Справка: Региональный оператор по обращению с ТКО с начала года закупил и разместил в Серпуховском городском округе 274 серых контейнера для смешанных отходов, 212 синих контейнеров для раздельного сбора и 105 бункеров для крупногабаритного мусора. Темпы роста оснащенности контейнерного парка компании постоянно увеличиваются. Только за последнюю неделю многоквартирные дома и образовательные учреждения округа получили более ста контейнеров. Растет оснащенность парка техники. В феврале Чеховский филиал ООО «МСК-НТ» получил от поставщика 7 новых машин, из них две — для раздельного сбора. 5 марта для работы в Чеховском кластере поступило дополнительно 2 новых мусоровоза для смешанного сбора мусора. Благодаря улучшению оснащенности техникой повышается уровень предоставления услуги по обращению с ТКО.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 6 марта 2019

Заголовок в газете: Механизм взаимодействия

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру