В Серпухове почтили память жертв политических репрессий

Есть в истории СССР и самого Сталина период, который вряд ли удастся когда-то, нет, не оправдать, а хотя бы морально принять таким, какой он был.

В современной России много спорят о роли И. В. Сталина в создании мощной страны, носившей название Союз Советских Социалистических республик. Безусловно, в период с конца 1920-х по 1953 год была построена настоящая империя, которую боялись и уважали в мире. Но есть в истории СССР и самого Сталина период, который вряд ли удастся когда-то, нет, не оправдать, а хотя бы морально принять таким, какой он был. Это вторая половина 1930-х годов. Точнее, 1937-1938 годы, получившие во временнóм промежутке истории название «Большой террор».

 Есть в истории СССР и самого Сталина период, который вряд ли удастся когда-то, нет, не оправдать, а хотя бы морально принять таким, какой он был.

Этот период начался с назначением Н.И. Ежова на пост главы НКВД, подписавшего в июле 1937 года приказ НКВД СССР № 00447, который буквально развязывал руки сотрудникам ведомства и привёл к массовым репрессиям граждан, обвинённых в антисоветской деятельности. По документальным данным в 1937-1938 годах таким образом осуждено было 1 344 923 человека, из которых 681 692 приговорены к высшей мере наказания — расстрелу. Вакханалия закончилась в сентябре-ноябре 1938 года, а в 1939 году арестовали самого Ежова. Однако на этом репрессии не закончились, но вскоре началась Великая Отечественная война, и массовых арестов уже не было, так как стране требовались солдаты, а не заключённые.

Не менее позорной страницей репрессий стала депортация народов. В 1930-е годы из пограничных зон страны были высланы чеченцы, крымские татары, латыши, курды, поляки, этнические немцы и корейцы. Сотни тысяч семей, миллионы человек были буквально сорваны с родных, обжитых мест и брошены в ад казахстанских степей, таёжного, болотистого безлюдья Сибири и пустынь Средней Азии только лишь потому, что их посчитали «возможными противниками советской власти».

Среди этих миллионов, как маленькая капля в океане большой трагедии, история семьи Лемы Николаевны Ким — жительницы Серпухова, российской кореянки, как она сама обозначает свою национальность.

Для того, чтобы понять всю несправедливость случившегося, нужно немного углубиться в историю и понять: откуда в России появились этнические корейцы.

В 1860-х годах в Корее начался сложный экономический и политический период. В поисках лучшей жизни корейцы потянулись в Китай и Россию. В России они селились компактно, на незанятых землях. Стараясь сохранить свою культуру, они, тем не менее, уважали обычаи коренных народов империи. Охотно принимали российское гражданство. Многие из них становились по вере православными. Будучи народом трудолюбивым, корейцы прекрасно вели свои хозяйства, а после Октябрьской революции внесли большой вклад в экономику новой страны. Но, несмотря ни на что, они не избежали участи врагов народа.

21 августа 1937 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О выселении корейского населения пограничных районов Дальневосточного края». И уже 28 сентября 1937 года проживавшие здесь корейцы (порядка 170 тысяч человек) депортированы в Среднюю Азию. Среди них был Ким Кен Мун — дед Лемы Николаевны, на руках у которого было пятеро маленьких детей (жена — бабушка Лемы, умерла очень рано). Переселенцам в первую зиму скитаний пришлось жить на неосвоенных землях в наспех вырытых землянках, что стало причиной высокой смертности. В основном умирали старики и маленькие дети — треть младенцев не пережила этот период. Летом люди умирали от засухи и страшного голода.

Лема родилась в 1948 году. Это послевоенное время было не лучше конца тридцатых. Переселенцы по-прежнему считались врагами народа и были сильно ущемлены в правах.

Бедность была чудовищная, — вспоминает Лема Николаевна. — Помню, как мама вечером платье стирала, а утром, порой не совсем досохшее, надевала. Потому что оно у неё было всего одно. Как мы питались и одевались, даже вспоминать не хочется. Да ещё и клеймо репрессированных на нас было. Я боялась, что не смогу получить высшее образование. И каким стало для нас облегчением, когда начался процесс реабилитации. Окончив вуз, я занималась научно-исследовательской и преподавательской деятельностью, защитила кандидатскую диссертацию.

В Серпухов Лема Николаевна Ким переехала в 2005 году. Долгие годы она интересовалась историей политических репрессий и, в первую очередь, изучением фактов депортации российских корейцев.

Россия — это многонациональная страна. И каждый народ, проживающий здесь, достоин уважения. То, что произошло во второй половине тридцатых годов прошлого века, — свершившийся исторический факт. Почему это произошло? До сих пор об этом спорят учёные. А вот чтобы этого не повторилось больше никогда, надо быть, во-первых, добрее друг к другу. Во-вторых, при принятии решений надо быть объективными. Причём не только тем, кто управляет страной, но и нам, рядовым гражданам. И, в-третьих, об этом периоде надо рассказывать молодёжи как можно больше правды, чтобы новые поколения не повторяли этой страшной ошибки, — Лема Николаевна особенно подчёркивает необходимость объективного освещения исторической истины.

Полностью узнать и понять причины массового террора, случившегося в годы правления И. В. Сталина, нам ещё только предстоит. Но первые и достаточно серьезные шаги уже сделаны. И один из них — установление государственной даты — Дня памяти жертв политических репрессий, который ежегодно проходит 30 октября. Именно в этот день политзаключенные в мордовских и пермских лагерях объявили голодовку в знак протеста против политических репрессий в СССР. По всей России и на территориях бывшего Советского Союза в предпоследний день октября вспоминают невинно осуждённых.

В Серпухове 30 октября по инициативе и при поддержке Серпуховского городского Управления социальной защиты населения Минсоцразвития МО прошло мероприятие, посвящённое Дню жертв политических репрессий. Андрей Свистунов, священник собора Николы Белого, отслужил панихиду по невинно убиенным и вместе с присутствующими почтил память всех пострадавших от политического террора. Члены клуба «Мемориал», председателем которого является Лема Николаевна Ким, Серпуховского дома ветеранов возложили цветы к памятному знаку, после чего участников акции пригласили в Центр «Меридиан» на поминальный обед.

— То, что справедливость восторжествовала, — это историческая закономерность, — говорит Лема Николаевна. — В 1993 году вышло постановление «О реабилитации российских корейцев». Это стало ещё одной вехой на пути к правде. И так должно быть по отношению к каждому пострадавшему народу, к каждому невинно обвинённому человеку. Пользуясь случаем, хочу выразить большую благодарность священнику отцу Владимиру Андрееву, который оказал помощь в установке возле собора Николы Белого памятника жертвам репрессий, а также начальнику Серпуховского Управления социальной защиты Ирине Николаевне Ермаковой и возглавляемому ею коллективу за прекрасную организацию поминальных мероприятий.

К словам Лемы Николаевны остаётся добавить только одно: океан трагедии массового террора солёный, потому что создан слезами миллионов невинных жертв. И каждая капля в нём — это судьба отдельного человека. И чем больше мы будем об этом знать, тем больше будет вероятность того, что мы снова не сойдём с ума, и не превратимся в детали безжалостной машины уничтожения самих себя.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №46 от 6 ноября 2019

Заголовок в газете: Солёные капли океана трагедии

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру