Он мечтал вернуться с войны, чтобы выращивать хлеб

Совсем скоро, 24 июня, офицеры и курсанты торжественным маршем пройдут по брусчатке Красной площади. Именно в этот день 75 лет назад состоялся первый парад Победы.

Он мечтал вернуться с войны, чтобы выращивать хлеб

Как мы писали ранее в публикациях регионального еженедельника «МК в Серпухове», в нем принимали участие и серпуховичи, которые воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Но, к сожалению, многие наши земляки так и не вернулись домой. Среди них и агроном Николай Севрюков, удостоенный звания Героя Советского Союза (посмертно). О короткой, но яркой жизни гвардии сержанта читайте в этом материале.       

Николай родился 26 апреля 1909 года в Серпухове. Мальчик с детства мечтал работать на земле, выращивать хлеб. Несмотря на то, что его отец был не аграрием, а служащим, тем не менее, он начинание сына поддержал. Таким образом, после школы юноша идет учиться в Московский институт агрохимии и почвоведения, который окончил в 1932-м году.

Молодой агроном по распределению едет в совхоз Абхазии, а далее его отправят в Ростовскую и Ферганскую области. Но несмотря на интересную работу и новые знакомства, его всегда манила родина, Серпуховская земля. Поэтому при первой возможности он с радостью в 1939-м году возвращается в Серпухов. Сначала трудился управляющим отделения «Приокские луга», потом уже в совхозе «Большевик» Серпуховского района. Жизнь шла тихо, размеренно, и ничто не предвещало беды.

В разгар лета, 22 июня 1941-го, страну окутало всеобщее горе, и уже на следующий день к военкомату потянулись вереницей юноши и мужчины, среди них был и Николай Севрюков. Пара месяцев прошли в учебке, и уже в октябре Николай воюет на фронте. Свою первую медаль «За отвагу» он получил под Смоленском, а уже через полгода был под Сталинградом. Ожесточенные бои, потеря боевых товарищей, снова бои… зачастую дни шли черной вереницей. Но во время короткого затишья между сражениями Николай Севрюков мечтал: когда настанет долгожданный мир, он вновь будет выращивать хлеб — об этом он писал в письмах своим детям Рите и Леве. 

Но до Победы было пока еще очень далеко. И гвардии сержант в составе 2-го отделения 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии 1-й гвардейской армии Юго-Западного фронта Николай Михайлович Севрюков все шел и шел по фронтовым дорогам, оттесняя врага на запад. Одна за другой освобождались деревни, села, города, области. К середине января 1943-го года войска левого крыла Юго-Западного фронта подошли к границам Украины. Но фашистские захватчики никак не желали отступать, вгрызаясь в советскую землю. Вот и совсем маленькая станция Донская (сегодня Красновка Тарасовского района Ростовской области) стала для фашистов стратегически важной диспозицией. Дело в том, что именно через этот населенный пункт гитлеровские части пробивались из Миллерово в Ворошиловград.

Фашисты максимально заблокировали подступы к станции, опоясав ее снежным, заледеневшим валом. Для надежности сделали проволочное заграждение, прикрыли десятками дотов, заминировали подходы. Но второй роте 130-го полка гвардии лейтенанта Ликунова поручено захватить этот объект. И вот 15 января на рассвете бойцы бросились в атаку, среди них и серпухович Николай Севрюков. Ребята бросаются на лед, холодное острое стекло которого режет руки. Но все усилия оказываются напрасными, бойцы скатываются вниз. Ножи, саперные лопаты, штыки, которые пошли в ход, не помогают. От досады хочется плакать. Но тут командир роты Иван Ликунов скидывает с себя шинель, отдавая приказ последовать его примеру и связывать шинели между собой. И вот все выше и выше поднимаются солдаты второй роты к вершине препятствия. Сраженные вражеской пулей падали вниз. Многие тогда погибли. Но все же оставшиеся в живых из роты Ликунова взобралась на гребень заледеневшей горы и залегли.

Собравшись с силами, бойцы сделали рывок, ворвавшись на окраину поселка. Заняли три дома. Из всей роты их осталось только тринадцать… Тринадцать бесстрашных, отчаянных, мужественных. Среди них и Николай Михайлович Севрюков. Несмотря на ранения и упадок сил, они решили занять боевые позиции и начать бой. В средней хате расположился наш доблестный земляк.

Началась массированная перестрелка. Фашисты пытались взять бойцов живыми, предлагая тем сдаться в плен, но в ответ лишь слышали грозное: «Гвардейцы в плен не сдаются!» И Севрюков со своими товарищами продолжал и продолжал пускать автоматные очереди по противнику. Однополчане несколько раз пытались прорваться бесстрашной роте на выручку, но их останавливал губительный артиллерийский огонь противника.

Целый день наши бойцы оказывали отчаянное сопротивление. Фрицы даже попытались бросить против мужественной группы роту пехоты с танками, но все было безуспешно. Тогда немцы окружили дом плотным кольцом. Германские солдаты рассчитывали на то, что дым и огонь заставят непокорную роту Ликунова покинуть свой пост. Но никто из храбрецов не вышел. Напротив, в ответ они только усилили огонь. Когда же боеприпасы закончились, советские бойцы попытались с помощью штыков прорвать окружение, однако силы были слишком неравными. Пали смертью храбрых гвардейцы-герои, среди них и Николай Севрюков.

Когда к тем самым трем сожженным хатам подбежали бойцы наступавшего 130-го полка, которые, разрушив заслон врага, все-таки ворвались на станцию, то перед ними предстала жуткая картина: вокруг дымящихся черных головешек, оставшихся от домов, лежали сотни трупов немецких солдат. Тела погибших однополчан бойцы перенесли в пристанционный палисадник и бережно опустили в братскую могилу. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и героизм гвардии сержанту Севрюкову Николаю Михайловичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Этого же звания были удостоены все его боевые товарищи. А уже 11 апреля 1943-го года в дивизионной газете «Боевой путь» были напечатаны стихотворные строки известного фронтового поэта Алексея Недогонова: 

...В январский день в упрямстве непреклонном,

Разя врага, за каждый дюйм земли

Тяжелый бой в Красновке опаленной

Тринадцать наших воинов вели...

Вторые сутки в стуже ледяного

И злого ветра — дьявольский напор!

Гвардейцы храбрые Ивана Ликунова

Красновку брали приступом, в упор.

Да, славы памятно не скроют тучи

И не затянет дымом лютая война.

Живут в веках в том подвиге могучем

Бессмертные гвардейцев имена!    

Даже по прошествии многих лет о том подвиге продолжают помнить. В Центральном музее Вооруженных сил, который находится в Москве, оборудовал стенд «Тринадцать герове Красновки». И в самой Красновке в 1957-м году был основан Музей 13 Героев Советского Союза, также здесь, у въезда в поселок Тарасовский, в 1960-х годах был воздвигнут Мемориал Тринадцати Героев Советского Союза. Чтят Героя Советского Союза Николая Севрюкова и на его родине: одна из улиц Серпухова носит его имя, а в поселке Мирный установлен его бюст. Что очень важно, для того, чтобы его установить, работники совхоза «Большевик» отработали безвозмездно шесть дней на полях. Ничто не забыто, никто не забыт…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 17 июня 2020

Заголовок в газете: Один из тринадцати

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру