Порядка четырехсот заявлений в год поступают в серпуховскую полицию о пропавших людях

5 октября сотрудники и ветераны службы Уголовного розыска принимали поздравления с профессиональным праздником. В этом году отмечалась 102-я годовщина со дня образования подразделений Уголовного розыска в системе МВД России.                

Порядка четырехсот заявлений в год поступают в серпуховскую полицию о пропавших людях

Уголовный розыск существовал ещё в Российской империи, но днём создания службы принято считать 5 октября 1918 года — день организации управления «Центророзыск». На сегодняшний день это одно из наиболее крупных и важных подразделений МВД. Служба оперуполномоченных полиции связана с постоянным риском и самоотверженностью. Они всегда находятся на переднем крае борьбы с преступностью, проявляя выдержку и самообладание в самых сложных ситуациях.Основной задачей службы неизменно остается защита личности от криминальных посягательств на жизнь, свободу и имущество. По сложившейся доброй традиции, начальник МУ МВД России «Серпуховское» поздравил весь личный состав и ветеранов Уголовного розыска с профессиональным праздником. Полковник полиции Александр Самохин пожелал каждому из них доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов на благо Отечества.

Однако на само празднование редакцию регионального еженедельника «МК в Серпухове», как и другие СМИ, не пригласили — не положено. Ввиду специфики службы нельзя называть имена действующих сотрудников этого ведомства. Впрочем, нашей редакции удалось совершить невозможное: пообщаться с сыщиками и заглянуть в их полицейские будни.

Анонимность превыше всего

— Меня не озвучивайте, вот уйду на пенсию и тогда пишите и имя, и фотографируйте, — говорит начальник отделения. Все смешалось в этом доме Облонских: и секретность, и скромность. Хотя служит он в серпуховских органах с 1995-го года, можно сказать, что он сам — живая история. Но порядок есть порядок.

— Ваша семья в курсе, что вы служите в розыске, или ваша профессиональная тайна распространяется и на них?

— Нет, они конкретно ничего не знают.

— Так чем же ваше отделение по розыску Отдела уголовного розыска МУ МВД России «Серпуховское» занимается? — спрашиваю я.

— Розыском без вести пропавших, устанавливаем неопознанные трупы. Только вот не знаю, стоит ли об этом писать, думаю, что как-то не красиво, да и печально.

— Но это реалии жизни — и без этого, увы, никак.

— Да? Ну тогда рассказываю.

Это произошло две недели назад в окрестностях Пущино. Местные жители в окрестностях, в Присадах, обнаружили скелетированный труп. По одежде определили, что погибшая — женщина. Только вот установить приблизительную дату смерти эксперту не удалось — погибшая долгое время находилась в воде.

Дело в том, что там протекал лесной ручей, на котором бобер построил свою плотину. А так как в этом году были сильные дожди, то территорию, естественно, затопило водой. Все это очень не понравилось дачникам, решившим разобрать заслон, состоявший из веток, камней и грязи. И когда вода ушла, тогда они и обнаружили тело.

Полицейские начали работать. Внимательно осмотрели одежду, в которой нашли связку ключей. Естественно, от воды и времени они все поржавели. Подняли все заявления о без вести пропавших  женщинах, подходящих под описание неопознанного трупа. Таковых оказалось пять. Вызвали родных. Но ни одежду, ни ключи они не узнали. И вообще родственники одной из пропавших уже несколько лет назад продали квартиру.

Тупик? Но не для сотрудников розыска МУ МВД России «Серпуховское», которые не поленились очистить ключи от ржавчины. После чего стали сверять личинку замков квартир пропавших с ключами. И вот добрались до той самой проданной квартиры. На счастье полицейских новые хозяева не сменили замок, и ключи подошли.

Восемь лет назад эта бабушка потерялась. Просто ушла из дома и пропала. Возможно, старушке просто стало плохо. Теперь все материалы этого дела переданы в Серпуховский отдел Главного управления Следственного комитета по Московской области.

— То, что бабушки и дедушки пропадают, — это проблема общества, — продолжает собеседник. — И поверьте, это никак не связано с сезонностью, с грибами. Это связано с увеличением продолжительности жизни. Мы сопоставляем данные десяти-пятнадцатилетней давности с сегодняшним днем, так заявлений о пропавших стало сейчас намного больше. В основном пропадают пожилые люди в возрасте от 80 лет и старше.

Пропала женщина, или трансгендерная задачка?

Определять погибших по ключам — дело сложное, но, как показывает практика, эффективное. Не так давно в районе газика прямо на улице умер мужчина. Никаких документов, удостоверяющих личность, у него при себе не оказалось, заявление о пропавшем гражданине в органы не поступало.

Во время осмотра личных вещей обнаружили ключи, среди которых была и личинка от домофона.

И вот сотрудник розыска с чипом от домофона методично, монотонно проходит улицу за улицей, дом за домом, подъезд за подъездом, прикладывая магнитный кружок к считывающему устройству. Прошла целая неделя. И вот в одном из подъездов, последнем по счету, по закону подлости, входное устройство сработало. Сотрудник начинает опрашивать жителей, показывая фотографию умершего, и те узнали его, указав на его квартиру. Ключи подошли.

Стали устанавливать данные хозяина квартиры. Оказалось, что мужчина долгие годы жил один, злоупотреблял алкоголем, соответственно, с близкими на этой почве не общался. Поэтому его единственная родственница — родная сестра, которая проживает в Оболенске, не подавала заявление в полицию о его пропаже. И неизвестно, как бы закончилась эта история, если бы не чип от домофона.

— Но бывают и более запутанные случаи, — продолжает свой рассказ руководитель отделения розыска. — В сгоревшем доме обнаружили труп женщины. Как рассказали соседи, погибшая в последнее время общалась с лицами без определенного места жительства, вместе они регулярно выпивали. Даже как-то раз в наше управление ее доставляли. Документов у нее с собой не было, как, впрочем, и у многих людей такой категории. Взяли мы у Даас Марии Владимировны отпечатки пальцев и отпустили. Ну а потом произошел пожар. И вот приходит наш сотрудник в морг и спрашивает: «Где труп женщины?» А там ему и говорят: «Здесь нет трупа женщины». Он был страшно расстроен: «Как нет, куда делся?» Пришел в замешательство.

Оказалось, что женщина — не женщина, а мужчина. Но кто он и каково его настоящее имя? Отправили запрос на дактилоскопическое совпадение с помощью автоматизированной дактилоскопической информационно-поисковой системы. И тут выясняется, что молодой мужчина является гражданином Украины. Стали раскручивать клубок дальше. Оказалось, что сюда, в Серпухов, его привез родной дедушка в 2012-м году. Продав его трехкомнатную квартиру, он пообещал внуку купить жилье в России и перевез. Но обещание свое не сдержал и сам уехал. И так как у молодого человека изначально были психические расстройства, что он себя ощущал женщиной, то он каким-то образом раздобыл парик, женскую одежду и начал в таком виде бомжевать.  

Бродяжки, фантазерки и искатели приключений

Если речь идет о поиске пропавшего без вести, то очень часто сотрудники розыска обращаются за помощью к волонтерам из поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт». Прочесывая квартал за кварталом, квадрат за квадратом, они позволяют сократить время на поиски и порой предотвратить трагедию.

Куда проще, рассказывают сотрудники розыска, находить подростков. Всех беглецов хорошо знают, знают их повадки, поэтому полицейским не составляет особого труда разыскать подростков.

— В основном у таких ребят стоит диагноз бродяжничество, при этом такой ребенок может быть из очень хорошей семьи. Находим, возвращаем, снова убегают — и так по кругу. Главное, что все живы. Правда, истории могут насочинять — заслушаешься. В основном богатая фантазия у девочек: чего только ни расскажут!

— Я смотрю, вам нравится ваша работа.

— Да, что есть — то есть, работа у нас интересная. Вот вам еще один случай расскажу. На протяжении нескольких лет дачники из одного СНТ под Пущино нам приносили черепа да кости. Все приносят они их нам и приносят… Признаться честно, нам это порядком надоело. Откуда это такое может быть? Начали разбираться. Оказывается, по карте Шуберта 1860 года, на этом месте, где сейчас огороды, было кладбище. Вот и ответ на вопрос. Так что в нашей работе нам приходится прибегать и к историческим документам. Ну разве это не интересно?

Интересно, скажу честно, и слушать сыщиков. И, конечно же, все случаи и не опишешь. Только вдумайтесь: в среднем за год в МУ МВД России «Серпуховское» поступает порядка 400 заявлений о пропавших без вести, а сколько таковых без заявлений? Думаю, материалы расследований потянут на большую отдельную книгу. Впрочем, начальник отделения розыска обещал нам все рассказать, как только выйдет на пенсию. Но пока выход на заслуженный отдых не в его планах.

Ну а мы, творческий коллектив регионального еженедельника «МК в Серпухове», пользуясь случаем, поздравляем всех сотрудников уголовного розыска с профессиональным праздником. Желаем вам здоровья, благополучия, и чтобы как можно чаще те самые без вести пропавшие писали в своих объяснительных важные всем вам слова: «За время моего отсутствия противоправных действий в отношении меня и моего имущества не совершалось».  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2020

Заголовок в газете: Сложные задачки для сыщиков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру