В Серпухове вспоминают имя уникальной купчихи

В Белом зале Серпуховского историко-художественного музея состоялась презентация книги «Анна Мараева. Жизнь и вера», которую написали непосредственно сотрудники музея. Главная героиня — знаменитая серпуховичка, купчиха первой гильдии, меценат и фабрикантша Анна Васильевна Мараева.

В Серпухове вспоминают имя уникальной купчихи

Члены семьи Мараевых всегда были тесно связаны с общественной жизнью Серпухова: они принимали активное участие в делах благотворительных учреждений, жертвовали значительные суммы на благоустройство города. Но главное не это. Благодаря Анне Васильевне стало возможным создание Серпуховского музея, который является гордостью не только нашего города, но и всего Подмосковья.

Это была женщина с сильным, волевым характером, хозяйственной хваткой, с высоким чувством чести и долга. Требовательный и одновременно грамотный управленец с предпринимательской хваткой, щедрый благотворитель и горячо любящая мать — все это тесно переплеталось в ее тонкой душе… И даже сегодня, прикасаясь к биографии купчихи Мараевой, не устаешь удивляться и поражаться этой незаурядной личности своего времени. В этом году Анне Васильевне Мараевой исполняется 170 лет со дня рождения.

По новому стилю она родилась 7 февраля («от свидетельства Калужской духовной консистории от 30 января 1845-го года о рождении у крестьянина села Топорино Медынского уезда Василия Никитина (по прозванию Волков) и жены Макриды (Макрины) дочери Анны 25 января и крещения оной 26 января 1845-го года») в Калужской губернии. Несмотря на то, что девочка родилась в простой крестьянской семье, получила хорошее образование. В 1869-м году становится супругой единственного сына серпуховского фабриканта Василия Афанасьевича Мараева–Нефеда (Мефодия). Хотя законным браком пара не сочеталась — не позволяли строгие старообрядческие взгляды, — она была прекрасной женой. Анна Васильевна родила своему Мефодию Васильевичу 8 детей, грамотно вела большое хозяйство.

Мефодий Васильевич являлся почетным попечителем общины старопоморского согласия федосеевского толка. Он принимал активное участие в жизни федосеевской общины, занимался благотворительностью. И казалось, что именно Мефодий будет прекрасной сменой своему отцу. Но судьба распорядилась иначе: в 1881-м скончался Василий Афанасьевич, а уже через год скоропостижно умирает Мефодий Васильевич.

Овдовевшая 37-летняя Анна Васильевна, на руках которой осталось восемь детей, должна была перенимать мануфактурное дело и молочную ферму, продолжать управление домами и земельными участками, а тут еще и судебное разбирательство при вступлении в права наследства, которое растянется на многие годы. Двоюродный брат Мефодия Васильевича купец Филипп Фролович Мараев, оспаривая законность брака не венчанных в церкви старообрядцев Анны Васильевны и Мефодия Васильевича, «совратившихся в раскол», пытается получить наследство своего умершего родственника. Судебные тяжбы будут продолжаться около десяти лет и в итоге закончатся отклонением притязаний Ф. Ф. Мараева. Официально наследниками будут признаны дети Мефодия Васильевича, а Анна Васильевна —их официальным опекуном.

Именно в эти тяжелые годы Анна Васильевна проявит себя как грамотный хозяйственник, да и просто как человек с сильным и волевым характером. Мараевские ситцы пользуются большим успехом по всей России, мануфактуры в Заборье и Данках выходят на небывалый в то время технологический уровень, и как итог — в 1884 году Анна Васильевна Мараева становится купчихой 1-й гильдии. Но она не желает останавливаться на достигнутом и планирует строительство в Серпухове особняка. Место для будущего дома выбирает рядом со своими фабриками в Заборье. И по проекту известного архитектора Р. И. Клейна начинает стройку, а точнее, перестройку усадебного дома.

Строительство будет вестись вплоть до 1896 года. Еще в 1840-х на месте будущего здания музея стоял дом купца Ф. Л. Бескадарова. Это было небольшое одноэтажное строение из кирпича, но на момент его покупки В.А.Мараевым дом уже был двухэтажным. В непосредственной близи находился другой двухэтажный дом постройки 1850-х годов, также приобретенный в 1859-м вместе с фабрикой Мараевым. На протяжении многих лет здания перестраивались, достраивались и в итоге к середине 1880-х годов представляли собой одно целое сооружение.

По проекту Анны Васильевны сохраняется первоначальная северная часть дома (1-я половина XIX века), но для устройства междуэтажной лестницы в новом здании жертвуется часть южной стороны дома (2-я половина XIX века). Завершит комплекс особняка заново выстроенная южная часть, которая будет иметь дворцовый характер. Вход в усадьбу был предусмотрен через двор. Посетителей встречало высокое крыльцо в ризалите с металлическим и застекленным навесом. Пройдя через двойные двери, гость сначала попадал в небольшой тамбур, а потом в вестибюль с камином и лестницей, ведущей на первый этаж, на котором располагались столовая, парадный зал и жилые комнаты. Позже, в 1919 году, в этом здании будет располагаться штаб Южного фронта, а в комнате юго-западной стороны второго этажа (в комнате хозяйки особняка) поселится член Реввоенсовета Иосиф Сталин. Как гласит семейное предание, Анна Васильевна будет умолять Иосифа Виссарионовича не выгонять ее семью из собственного дома, а ее дочь Ольга Мефодиевна подарит ему кисет. Но уже 4 сентября 1920 года Мараевых выставят на улицу. Последние годы Мараева будет жить в доме старообрядцев-лесоторговцев Шибаевых на улице Калужской.

Коллекция западноевропейской живописи, приобретенной Мараевой в 1896 году у московского коллекционера Ю. В. Мерлина — чиновника по особым поручениям при московском генерал-губернаторе — до сих пор вызывает споры и вопросы среди историков и искусствоведов. Почему женщина строгих нравов, да притом еще прихожанка старообрядческой церкви Анна Васильевна совершает такую сделку по покупке коллекции? В основном это были живописные полотна, графические работы, скульптуры иностранных авторов XVI–XIX вв., а также картины русских мастеров XVII–XVIII вв., произведения декоративно-прикладного искусства, старинная мебель, керамические изделия — за тысячу экспонатов Мараева платит Мерлину огромную по тем временам сумму. Известный собиратель Юрий Всеволодович Мерлин с трудом расстается со своими сокровищами, но он остро нуждается в деньгах. Мерлин обещал Мараевой в свою очередь содействовать в благоприятном разрешении судебной тяжбы, а может быть Мараева усмотрела в коллекции выгодное вложение капитала. В то же время семейное предание повествует, что одна из дочерей, Анна Мефодиевна, уговорила мать сделать эту покупку.

Октябрь 1917-го ломает не только государственный строй, политику, экономику, но и многие человеческие судьбы. Лавина Октябрьской революции поглощает все на своем пути, отнимая, разрушая и унижая. Все имущество Мараевой, а это капиталы, фабрики, фермы и дома, с 1918 года подверглось изъятию. Оно переходит к фабрично-заводскому комитету. Как потом вспоминали свидетели тех страшных дней, некоторые картины из собрания Мараевой использовались для поощрения работников фабрик.

Но было очевидно: оставлять шедевры в ведении фабрично-заводских комитетов нельзя. Заведующая отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса Н. Троцкая отправляла в адрес серпуховских Жилищного и Уличного советов телеграмму за телеграммой с требованием задержать реквизицию дома Мараевых «ввиду огромной художественной ценности хранящейся в нем коллекции…». В итоге, в конце 1918-го в особняке Мараевых началось формирование музейных коллекций.

В то время, когда только что созданный музей принимал первых посетителей, Анна Васильевна Мараева обращается к местным властям с просьбой о выделении ей и ее семье квартиры в бывшем своем особняке. Она пишет жалобы в Москву, подает документы для рассмотрения во ВЦИК, но… действительность оказывается жестокой — Мараевых выгоняют.

Анна Васильевна умерла 23 августа 1928 года в Серпухове. Через весь город бывшие рабочие и служащие мануфактур пронесут на своих руках гроб с ее телом, выражая таким образом свое уважение. Мараеву похоронят в семейном некрополе на Преображенском кладбище в Москве. А 21 марта 1932 года по доносу в рамках операции под кодовым названием «Белые орлы» в Серпухове арестуют дочь Анны Васильевны — Ольгу Мефодиевну. В обвинительном заключении будет говориться, что она вместе с другими потомками крупных фабрикантов, такими как И. Т. Каштанов, Е. П. Коншина, Н. П. Рябов, тесно связанными между собой, посещает квартиру Коншиной и ведет антисоветскую агитацию. О. М. Мараеву сошлют на Соловки. В конце 30-х Ольге Мефодиевне будет позволено жить в Коврове Владимирской области, но последние годы она проведет в родном Серпухове.

Долгие годы имя Анны Васильевны Мараевой было незаслуженно забыто. В 2020 году Серпуховский историко-художественный музей отметил 175 лет со дня ее рождения. К этому юбилею, а также ко Дню мецената и дарителя Московской области сотрудники музея приурочили презентацию замечательного издания, первой книги о знаменитой серпуховичке. Гостем мероприятия стала правнучка Анны Мараевой Ольга Борисовна Жигалова, которая высоко оценила качество книги и подбор уникальных фотографий. В свою очередь заместитель главы администрации городского округа Серпухов Ольга Сидоркина передала теплые слова поздравления и благодарности от главы городского округа Юлии Купецкой работникам музея за их огромный труд по созданию книги «Анна Мараева. Жизнь и вера», часть тиража которой будет передана в библиотеки муниципалитета. А на ближайшем заседании Совета депутатов народные избранники рассмотрят вопрос об установке памятника почетной серпуховичке, которая оставила городу богатое наследие.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №43 от 21 октября 2020

Заголовок в газете: Дарительница

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру