Почему сотрудникам патрульно-постовой службы скучать не приходится

Говорят, что людей встречают по одежке. А вот полицию — по патрульно-постовой службе (впрочем, и с одежкой у нее тоже все в самом лучшем виде). Вандалы портят имущество, драка, во дворе поздно ночью распивают спиртные напитки и вследствие чего распевают далеко не серенады, у соседей подозрительное поведение или же, не дай Бог(!), обнаружено тело без признаков жизни... сотрудники ППС всегда рядом, всегда помогут.

Почему сотрудникам патрульно-постовой службы скучать не приходится
Младший сержант полиции Иван Матюхин.

2 сентября является официальным Днем патрульно-постовой службы, и в здании МУ МВД России «Серпуховское», что на Калужской, в этот день на несколько минут воцаряется праздничное настроение. Было так и в этот раз: зачитали приказ о поощрении лучших сотрудников, вручили Почетные грамоты и Благодарственные письма, руководство межмуниципального управления еще раз напомнило о прописных истинах — всегда помогать гражданам. После чего празднества закончились, и начались, хотя правильнее сказать продолжились, рядовые будни с обходом и объездом территорий, с проверками документов у подозрительных лиц, с пресечением правонарушений и преступлений. День сурка? Уж что-что, а инспектора ППС так не считают.         

— Здесь каждый день происходят разные ситуации, да и сами люди разные. Интересно!

Младший сержант Иван Матюхин служит в роте ППС уже как полтора года. Как бы утопически это ни звучало, парень мечтал быть полицейским. Его даже не остановила нехватка одного балла для поступления в университет МВД России им. В. Я. Кикотя. Отслужив год срочной службы в ракетных войсках стратегического назначения, он направился прямиком в отдел кадров МУ МВД России «Серпуховское».

— Сначала я проходил стажировку для службы в изоляторе временного содержания (ИВС), но тут мне коллеги сказали, что ППС — это азы полицейской службы, которые пригодятся везде. Перепрошел медкомиссию и перевелся в патрульно-постовую службу, — рассказывает парень. — Нет, в полиции у меня из родных никто не служил. Мама — медик, папа работает инженером, так что я буду родоначальником полицейской династии. В этом году начинаю учебу, как получу средне специальное  образование, так поступлю в университет. Так что к своей цели я все-таки дойду, пусть и получится немножко подольше.

— Иван, вот ты отработал в ППС уже полтора года, не пожалел?

— Что вы, нет, — улыбается молодой полицейский. — Конечно же, не буду скрывать, мировоззрение мое сильно изменилось: понял, что не все люди доброжелательные и живут по закону. Это-то и понятно, мы же работаем с определенным контингентом. Конечно же, кому понравится, если ты подходишь к распивающим спиртные напитки на детской площадке и делаешь им замечание? Они хорошо расположились, ведут задушевные беседы, а тут мы просим сворачиваться.

«Это мое и все»

Увы, работы сотрудникам ППС наши граждане подкидывают немало. Вроде бы кого ни возьми, а каждый юрист — или по образованию, или по призванию. Любой встречный разбирается в действующем законодательстве, требуя от сотрудников правопорядка соблюдения их прав, а вот то, что сами грубо нарушают закон, как бы не замечают. Так что с каждым годом, как признаются сами полицейские, работать все тяжелее и тяжелее. Тем не менее по итогам прошедшего 2020 года отдельной роте патрульно-постовой службы МУ МВД России «Серпуховское» за достигнутые успехи в охране общественного порядка, обеспечения безопасности граждан был вручен Кубок главы городского округа Серпухов. Награду из рук Юлии Купецкой получал командир роты, майор полиции Сергей Лапченко. 

— Минимум в сутки выходит 35 сотрудников ППС, это и автопатрулирование, и пешие патрули. Но в зависимости от оперативной обстановки в городском округе число личного состава может меняться, — рассказывает нашему изданию Сергей Сергеевич. — Если автопатруль охватывает большие территории, в основном автомобили курсируют по главным улицам, то пеший патруль отрабатывает дворовый сектор. Патрульно-постовая служба занимается охраной общественного порядка; обеспечивает безопасность при проведении массовых мероприятий; реагирует на сообщения граждан будь это о правонарушениях и преступлениях, которые совершаются на улице или в квартирах; выявляет и пресекает административные правонарушения и преступления.

Награда нашла своих героев — Юлия Купецкая вручила Кубок главы.

Сам Сергей Лапченко служит в ППС с июня 2000 года. В милицию он пришел сразу же после окончания радиотехнического техникума по совету дяди — старшего прапорщика Николая Борисовича Щавелева, который сам прослужил в органах всю жизнь. В звании рядового парня отправили в патрульно-постовую службу. Через несколько лет перспективного сотрудника уже назначают командиром отделения взвода, еще через год — командиром взвода, и в 2008-м — командиром роты.

— Сергей, вы служите в ППС уже более двадцати лет. Скажите, поменялся ли за эти годы характер правонарушений и преступлений?

— Поменялся и очень сильно. Когда я только пришел, то было много уличных грабежей: срывали шапки, рвали цепочки, выхватывали мобильные телефоны. Сейчас же этого практически нет, но при этом в разы увеличились случаи мошенничества, очень много краж из магазинов. Нельзя забывать, что меняется законодательство. Если раньше нельзя было распивать в общественных местах спиртные напитки свыше 11 градусов, то теперь под запретом даже пиво и курение. Поменялись и методы работы. В начале 2000-х мы выявляли наркоторговцев и наркоманов по запаху ацетона, доносящегося из квартир. Сегодня ацетон уже никто не использует, однако наши сотрудники с первого взгляда определят по испарине на лбу, по зрачкам глаз и движению того или иного гражданина, какое наркотическое средство он употребил. У нас нет случайных людей, ребята приходят служить в ППС целенаправленно, с огромной ответственностью. Поэтому неудивительно, что патрульно-постовая служба  — это кузница кадров. Многие, получив опыт и образование, переходят или в участковую службу, или же в уголовный розыск. 

Майор полиции Сергей Лапченко на инструктаже нарядов перед заступлением на службу.

— Простите, Сергей Сергеевич, а вы-то почему здесь остались?

— Не знаю. Это мое и все.

«Сергею Сергеевичу сложно отказать»

Нет, они ни разу не патрулировали вместе, но так уж получилось, что о Сергее Лапченко и Евгении Топоркове можно сказать словами из известной песни: «Служили два товарища, ага...», правда Евгений пришел в МВД на пять месяцев позже Сергея, в ноябре, да и за его плечами был первый курс Тюменского института нефти и газа.

— Мне звонят родные из Серпухова и говорят, что в серпуховскую милицию идет набор, и я подумал: «А почему бы и нет?». Мне на тот момент было 19 лет. Пришлось бросить институт. Приехал в Серпухов. Подал документы. Прошел медкомиссию под ИВС, а когда пришел в кадры, то сказали: «Пиши заявление, куда хочешь идти». Ну я взял и написал в ППС. Почему? Сам не знаю. Мне было тогда все не знакомо и при этом все интересно. Первый выход хорошо помню, это было 16 ноября, пост на рынке. Тогда старшим поста был Костельников Олег, а его напарник — Горшков Роман. Смотрели они на меня, а сами, наверное, думали: «Поставили нам этого стажера на нашу голову!». Мне же все было непонятно, а когда начали документы проверять у граждан, то меня стало даже потряхивать. Но постепенно втянулся: командир на тебя смотрит, товарищи на тебя смотрят, нужно уже в конце концов проявлять себя, свершать поступки. Так и пошло. Через год, после прохождения стажировки, отправили на шесть месяцев в Видное для первоначальной подготовки. После учебки вернулся на работу. Так работа и идет.

И идет она у капитана полиции Евгения Топоркова, к слову, уже двадцать один год, два последних из которых в должности заместителя командира отдельной патрульно-постовой роты. Уже пенсионер, поэтому Евгений Константинович мог бы отправиться на заслуженный отдых, но...

— Если бы я хотел уйти, то давно бы это сделал. Но не могу с этой службой расстаться, правда.

Сегодня Евгений в патрули, конечно же, не ходит, но работы у него, как говорится, вагон и маленькая тележка. В его зоне ответственности личный состав: организация смен, контроль, воспитательная работа, обучение. Формальный подход здесь не подойдет, нужно быть в контакте с каждым сотрудником и при необходимости оказать ему помощь и поддержку, ведь зачастую семейные или личные проблемы могут негативно отразиться на службе, а это недопустимо.

Капитан полиции Евгений Топорков проверяет несение службы на маршруте патрулирования.

— Да, ППС — это лицо полиции, поэтому очень важно, чтобы наши сотрудники были подтянутые, чтобы все были красивыми, с иголочки одеты — мы строевое подразделение. С личным составом регулярно проводим занятия по морально-правовой подготовке, приглашаем на встречи священников, ветеранов, музейных работников, ведь сотрудник патрульно-постовой службы должен быть и образцом культуры, вежливости.

— Что, он должен культурно себя вести даже с преступником?

— Даже с преступником. Мы же не знаем, кто перед нами стоит: добропорядочный гражданин, который идет с покупками из магазина домой или матерый рецидивист». Так что сотруднику нужно быть и одновременно вежливым, и параллельно оценивать обстановку, при этом быть в готовым в любой момент осуществить задержание. Евгений Топорков знает о чем говорит. На его счету сотни задержаний матерых преступников и пресечения правонарушений. Поэтому, когда пришла разнарядка отправить в Крым одного из сотрудников МУ МВД России «Серпуховское», то руководство выбрало именно его.

— Куда отправят — неизвестно, но при этом я прекрасно понимал, что это не море и не отдых: как раз тогда Крым стал наш, в 2014 году, только-только прошел референдум. Я согласился, Сергею Сергеевичу сложно отказать, — смеется Евгений Константинович. — В то время, сотрудники полиции, которые уже приняли российское гражданство, были в форме Украины, без личных жетонов и документов. Поэтому и был переброшен десант МВД. На протяжении нескольких месяцев мы следили за порядком, параллельно обучая коллег правильному заполнению протоколов, разъясняли им Административный и Уголовный кодексы РФ. А уже в сентябре мы все вместе участвовали в охране общественного порядка в первых выборах законодательного собрания и муниципалитетов. Всего пробыл я там четыре месяца и 10 дней. Потом, уже в 2018 году, снова отправили в командировку — принимал участие в охране общественного порядка на Чемпионате мира по футболу.

— И снова вы не смогли отказать Сергею Сергеевичу?

— Не смог. Было непросто, тогда провел в Москве все 55 дней. 

— Так все-таки, если резюмировать наш с вами разговор, какова главная задача ППС?

— Защита граждан.

— Даже от самих себя?

— Да, даже от самих себя. У меня был один случай: профессор пришел домой с защиты диплома своего друга, выпив при этом 150 грамм коньяка. Жена, вызвав нас, кричит: «Забирайте этого пьяницу и дебошира отсюда!», а он стоит в этом парадном костюме, такой интеллигентный, культурный. И что мы сделали? Срочно вызвали скорую помощь, потому что супруга до нашего приезда его ударила сковородкой по голове. Вот скажите, кого в таких ситуациях нужно забирать в отделение?

— Затрудняюсь ответить.

— Всех! Зачастую при бытовых ссорах нельзя разобраться, кто прав, а кто виноват, так как у каждого своя правда. Жена, например, говорит, что ее муж — последняя сволочь, не любит детей, избивает их и ее, а вот супруг утверждает обратное, дескать обожает детей, а жену носит на руках. Нам, сотрудникам правоохранительных органов, нужно не только принять правильное, законное решение, но и, самое главное сделать все возможное, чтобы конфликт между мужем и женой больше не продолжался. Вот и везем их к себе, как говорится, в гости. В разных помещениях пообщаемся, возьмем с них письменные объяснения. Накал страстей утихает, эмоции сходят на нет и тут-то супруги понимают всю абсурдность ситуации. Домой уже уезжают вместе и, как показывает практика, больше в службу «112» или в «02» не позвонят. Есть, конечно же, и маргиналы. Мы даже знаем наизусть их адреса и имена. И с ними работаем. 

— Я так понимаю, что скучать сотрудникам ППС не приходится.

— Да, не приходится. Разные бывают случаи: что ни день, то сюрприз. Так что в свой профессиональный праздник нам собственно не до торжеств.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №37 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: Что ни день, то сюрприз

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру