Нина Карпухина: «Мы понимали, что за каждым паспортом человеческая жизнь»

Сотрудники Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Серпуховское» 11 сентября отмечали свой профессиональный праздник. Основы паспортизации в России были заложены еще императором Петром I, который возложил обязанности по контролю и учету приезжающих иностранных граждан на полицию. Впервые в России слово «паспорт» как документ, удостоверяющий личность иностранцев, упоминается в Указе от 31 августа 1719 года (11 сентября по новому стилю). Эта дата, собственно, и легла в основу праздника.

Нина Карпухина: «Мы понимали, что за каждым паспортом человеческая жизнь»
Ветераны и действующие сотрудники отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Серпуховское».

«Без бумажки ты — букашка, а с бумажкой — человек», — известная житейская аксиома. И тут-то нам приходят на помощь специалисты Отдела по вопросам миграции (ОВМ). Благодаря их работе все мы — человеки, точнее граждане Российской Федерации. Конечно же, эти строки пишутся с юмором, однако, как известно, в каждой шутке есть только доля шутки, да и выдача документов, удостоверяющих личность, — страшный титанический труд.  

Да, еще не так давно, чтобы положить в широкие штанины дубликат бесценного груза, нам всем приходилось занимать очередь в паспортный стол с шести утра. Готовились к получению паспорта со всей серьезностью: не спали ночь, чтобы как можно раньше внести свою фамилию в список и тем самым занять очередь, не забыть прихватить термосочек с горячим чаем (чтобы на улице не окоченеть от долгого стояния), ну и, конечно же, заранее купить шоколадку для паспортистки. Приемные дни были всего два раза в неделю: вторник и четверг, вот и нужно было все продумать до мелочей, чтобы уложиться в один день — ну не увольняться же с работы, чтобы получить этот важный документ!

Нелегко было работать в таких условиях и самим сотрудникам паспортного стола. Чтобы ускорить выдачу документов, они также были вынуждены приходить на работу раньше положенного времени и зачастую жертвовать своим обеденным перерывом.

— Народу была — тьма, — вспоминает майор милиции в отставке Нина Васильевна Карпухина. — Работать было очень тяжело. До этого я служила инспектором по делам несовершеннолетних, но начальник милиции Алексей Филиппович Егоров меня уговорил перейти сюда. Но я даже не скажу, где было сложнее: с трудными подростками или же здесь.

— Да-да, порой к своему кабинету на Театральной не могли пройти, люди стояли в коридоре плечом к плечу, — подтверждает Надежда Васильевна Сивоголовкина, подполковник внутренней службы в отставке.

Уже мало кто помнит, что долгие годы внутренних паспортов в СССР не было вообще. Только лишь в 1932 году появился документ удостоверения личности, который имел серую тканевую обложку. Сверху был изображен черный герб СССР, а по середине надпись «Паспорт», причем написано было как кириллицей на белорусском, грузинском, армянском языках, так и латиницей (для финской, литовской, латышской, эстонской республик). Вот, оказывается, где была толерантность и уважение нацменьшинств. С 1954 по 1975 год выдача паспортов регулировалась положением о паспортах, утвержденным постановлением Совета министров СССР от 21 октября 1953 года. Визуально они выглядели немного по-другому: немного меньшего формата, обложка — темно-зеленого цвета с диагональной фактурной сеткой. Первый паспорт такого образца выдавался гражданину в возрасте 16 лет; срок его действия ограничивался 5 годами, после чего паспорт подлежал замене. Последующие паспорта могли выдаваться уже со сроком действия в 10 лет. Гражданину, достигшему 45-летнего возраста, выдавался паспорт с неограниченным сроком действия. Именно его и предъявляет сотруднику милиции главный герой всеми любимой киноленты «Афоня» в конце фильма. Помните?

И вот постановлением Совмина СССР от 28 августа 1974 года № 677 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР» был установлен новый бланк документа, как раз паспортина стал темно-красного цвета. И вот для обмена документов в паспортные столы потянулись длинные вереницы граждан.

— Свой опыт мне передавали такие замечательные специалисты, как Евдокия Ивановна Голованова, Алексей Михайлович Карпачев, Серафима Яковлевна Рожкова, Юлия Афанасьевна Лиднева, — рассказывает Нина Васильевна. Все они работали в Великую Отечественную войну, в самые непростые годы восстановления хозяйства. Женщины вспоминали, что после работы они подкрашивали реснички тушью и скорее на танцы — молодость есть молодость.

Эти самые люди и застали первую волну обмена паспортов в 50-х годах. При этом независимо от этого у сотрудников паспортного стола всегда работы было немало: и замена утерянных или испорченных документов, удостоверяющие личность, и учет прибывших, это при том, что Серпухов находился на границе со 101-м км, куда высылали неблагонадежных граждан.

— Я застала второй обмен паспортов, — продолжает свой рассказ майор в отставке Нина Карпухина. — У нас на тот момент в Серпухове, было несколько кабинетов паспортного стола: на Театральной, на улице Чернышевского и на Текстильной улице в доме № 2, еще один был в Пущино. В последнем я и работала, сменив Жукову Раису Сергеевну (потом она стала председателем суда). Наплыв людей был жуткий. Хорошо, что РТЗ нам выделил помощников, которые помогали готовить документы для оформления паспорта. В отдел паспортно-визовой службы отбирались люди ответственные, с красивым почерком — все же писалось вручную, перьевыми ручками и спецчернилами. Они нам очень сильно помогали. У нас был настолько тонко отточен конвейер: пока страницу с фотографией, приклеенную на спецклей, прогоняли через пресс, помните, там еще такая символика с гербом была, мы уже надевали обложку на паспорт. К делу относились с огромной ответственностью, мы понимали, что за каждым паспортом человеческая жизнь. При этом каждый старый паспорт проверяли сотрудники КГБ, какие-то они откладывали в отдельную стопочку. Так и работали. Но сложнее всего было в 90-х года, когда распался Союз, не зря же их и называют лихими.  

9 декабря 1992 года постановлением правительства РФ № 950 были утверждены вкладыши, удостоверяющие гражданство Российской Федерации, которые вкладывались в советские паспорта до 1997 года. Люди стали выстраиваться в длинные очереди для получения этих самых вкладышей. Параллельно в Серпухов хлынул поток людей, которые ранее проживали на территории бывших союзных республик, которым также нужно было оформлять документы. Не успели работники паспортного стола, как говориться, прийти в чувства, как Правительство РФ приняло 08.07.1997 № 828 документ «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации». Постановление постановлением, да вот только бланков новых паспортов в наличии не было, приходилось людям объяснять, чтобы они немного подождали. Так что по факту документы стали выдавать только с января 1998 года.

Бремя этого нелегкого труда взвалил на себя и Александр Федоров, который долгое время возглавлял серпуховскую паспортно-визовую службу. Александр Владимирович пришел сюда в 1994 году 22 апреля, в день рождения вождя, как шутит он. Только имя Владимира Ильича Ленина к этому времени многие стали забывать: стране навязывались другие ценности. Предприятия встали, повсеместно не выплачивалась зарплата. Вот и инженер-технолог Федоров, проработав на когда-то крупнейшем оборонном предприятии «Металлист», должен был начать свою жизнь с чистого листа, а милиция в те времена была, пожалуй, единственной структурой, где была какая-то стабильность.

Это было время перемен. Люди в паспортной службе работали на износ, здание на улице Театральная также не могло справляться с потоком посетителей. Поэтому сначала отделу УФМС предложили здание бывшего суда, что на улице Ворошилова. Но старые помещения не выдерживали никакой критики, кроме того здесь было настолько влажно, что весь архив с документам отсыревал. И тогда в 2002 году администрация Серпухова при руководстве главы Павла Жданова принимает решение передать отделу помещения, в которых ранее располагалась Детская художественная школа на улице Ворошилова. Начался сначала капитальный ремонт, а потом и переезд.     

— Это было знаковое события, на открытие здания приехал руководитель УФМС по Московской области, — вспоминает Александр Владимирович.

В те годы Александр Федоров был медийной личностью. Он часто выступал в серпуховских СМИ, рассказывая людям, как заменить или получить паспорт, какие документы необходимы для получения загранпаспорта. Разъяснительная работа проводилась огромная, в итоге у полковника милиции в отставке образовался своеобразный архив их газетных публикаций.

— Все вырезки собирала моя мама, — улыбается он. — У меня, как вы понимаете, на это не было времени. Кстати, здесь есть и ваша статья.

Александр Владимирович листает подшивку и находит мою публикацию за 2008 год в газете «Мы и город Серпухов». Тогда я обратилась к начальнику отдела УФМС, чтобы он урегулировал вопрос с пропиской годовалого ребенка, который из-за юридических проволочек с самого рождения был бомжом. Вопрос был решен за пять минут, о чем я с теплом вспоминаю до сих пор.

Главный редактор «МК в Серпухове» Яна Киблицки и подполковник в отставке Александр Федоров с той самой ставшей историей публикацией.

Но возвращаемся вновь в лихие 90-е, когда новая Россия начинала жить по новым правилам. В ходе структурных преобразований постсоветского времени паспортная служба была объединена со ОВИРом — отдел виз и регистраций. Границы теперь были открыты, и народ хлынул за пределы страны.

— Мы начали выдавать загранпаспорта с 1993 года, — рассказывает подполковник милиции в отставке Надежда Васильевна Сивоголовкина. — Я до сих пор помню, как мы с нашим руководителем Юрием Анатольевичем Жаровым поехали в Москву на совещания, тогда только-только был принят закон о свободном въезде и выезде на территорию Российской Федерации. Тот, кто нам докладывал о новом документе, буквально светился от счастья. Дело в том, что право выдачи загранпаспортов теперь было передано милиции, а не органам службы безопасности, как это было ранее. Да, ФСБ продолжало и продолжает до сих пор проверять все документы, но выдает загранпаспорт теперь уже полиция.

У ОВИРа были толпы народа: так называемые «челноки» — люди, занимающиеся мелкой торговлей, представители зарождающегося в России крупного бизнеса, путешествующие, отдыхающие… кого здесь только не было. Зачастую за получение загранпаспортов приходили целыми семьями. Но более всего, рассказывает Надежда Васильевна, было больно видеть, как уезжали на работу заграницу ученые из Пущино. Это был по сути массовый отток умов. А ведь многие из них так и не вернулись в Россию, хотя и продолжают оставаться гражданами Российской Федерации и до сих пор для урегулирования вопросов по документам дистанционно обращаются в серпуховский ОУФМС.     

Сегодня коридоры отдела миграционно-визовой службы пустые, и кажется, что работы у действующих сотрудников ОВМ мало. Но это обманчивое мнение. Помимо обычных часов приема граждан здесь оказывают различные Государственные услуги по предварительной записи, то есть каждый желающий может подать документы или через МФЦ, или же прямо из собственного дома. Да, очередей никаких нет, но в реальности нагрузка на сотрудников увеличилась в три раза. Так что 11 сентября, в день празднования Отдела по вопросам миграции, было не до отдыха, впрочем, как и в остальных структурах МУ МВД России «Серпуховское». Служить для людей — так было, так есть и, хочется верить, так и будет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 15 сентября 2021

Заголовок в газете: Свидетели истории

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру