Коламбия пикчерз представляет в Серпухове «Дом барина»

На днях все серпуховские СМИ практически наперебой стали рассказывать об открывшемся новом объекте культуры «Дом барина», который расположился в стенах старинного здания на улице Калужской. Конечно же, о массовом посещении музея пока говорить не приходится, однако многих серпуховичей интересует вопрос, что именно там можно будет увидеть. Об этом и не только рассказывает главный редактор регионального еженедельника «МК в Серпухове».  

Коламбия пикчерз представляет в Серпухове «Дом барина»

«Это правда?», «Что, действительно в старом здании художественной школы теперь музей?» — на мой телефон все сыпались и сыпались вопросы от друзей, которые узнали об открытии на улице Калужской нового музея «Дом Барина», и мне приходилось чуть ли не каждому в подробностях рассказывать, в каких кабинетах расположились экспозиции, что можно увидеть и… даже потрогать. Тут-то я и решила: лучше один раз написать, чем сто раз рассказывать.

Лично меня с этим старинным зданием связывает немало воспоминаний. Именно сюда в середине 90-х годов переехала с улицы Ворошилова Детская художественная школа. Здесь я постигала азы построения рисунка, училась писать акварелью и гуашью, в родной художке погружалась в дебри истории искусств. Чудесное время, я вам скажу, было, только здесь почему-то мы всегда мерзли, и на первом этаже пахло сыростью. Впрочем, эти коммунальные обстоятельства нас особо не огорчали. Напротив, здесь было столько всего чудесного! Особенно внутренний дворик, на который мы высыпались мелким бисером на переменах. Выбежим на улицу, чтобы посмотреть, как зеки между собой передают маляву. Со второго этажа просунут сквозь плотные металлические рейки, служившие решеткой, палку, на конце которой привязана леска, и начинают «рыбачить». Эта своеобразная удочка на самом деле заменяла почтового голубя. И вот леска спускается, раз… и останавливается на уровне первого этажа. Оттуда через такие же тюремные жалюзи, подцепят канал связи, привяжут на его конец послание и уже через минуту письмо поднимается вверх.     

О, следственный изолятор — это отдельная история. Здание тюрьмы очень близко соседствовало с нами, а так как на территорию художественной школы, ввиду огромных дыр в городском бюджете и соответственно в заборах, можно было свободно зайти, то здесь бесконечно находились какие-то странные мрачные на вид люди. Как оказалось, все это были родственники арестованных, которые, глядя в решетчатые окна, вели переговоры. «Тебе передачку передали?». «Передали эти волки позорные, да видимо обшмонали всю ее!», «Ты главное носки носи, а то по ногам весь холод-то и идет!», «Тут носки не помогут»… Накричатся, то есть наобщаются эти милые родные люди, да и разойдутся до следующих переговоров. А мы, наслушавшись этого высокопарного слога, шли изучать искусство импрессионистов либо же оттачивать мастерство письма акварелью по-сырому.   

Посторонним вход открыт

Тот самый тюремный замок, в прошлом бывшая усадьба известных на всю Российскую Империю купцов Кишкиных, промышлявших в Серпухове парусиной, хорошо виден с окон третьего этажа. Раньше здесь располагался класс скульптуры, где мы ваяли бюсты да барельефы из серого пластилина и непослушного гипса. Теперь здесь снова располагаются скульптуры, а также живописные полотна, огромная коллекция старинных прялок. Как рассказала куратор проекта «Дом барина», директор АНО «Возвращая утраченное» Екатерина Староверова, этот зал станет выставочным пространством для различных проектов. Так что здесь будут рады всем художникам, которые готовы представить свои работы. И все же основной акцент организаторы планируют сделать на экспозицию именно музейных собраний. Уникальные старинные предметы, личные вещи дворянских элит, предметы мебели — все это можно будет не только увидеть, но и подержать в руках. Так что в «Доме барина» прикоснуться к истории можно будет в буквальном смысле этого слова.

— Мы очень много знаем про жизнь императоров, царей. Огромное внимание уделялось изучению быта крестьян Российской Империи, но вот как жили богатые люди — никто не знает, а ведь это очень интересно, — говорит Екатерина Староверова. — Вот мы и решили открыть здесь в Серпухове «Дом барина», где можно будет узнать, как жила элита XVIII-XIX веков, а жила она, хочу сказать, роскошно. Кто такой барин? Это слово происходит от боярина, то есть родовитый. К слову, людей, которые получили дворянский титул за какие-то достижения и поступки, в России насчитывалось немало. Но вот родовитых было единицы.      

Образно говоря, элита это всего лишь один процент от всей численности дворянства, а из этого одного процента еще один процент — аристократы. Таковых в северной столице насчитывалось всего лишь 200 семей. То, что люди родовитые любили поесть — факт, известный из русской литературы. В России устраивались самые настоящие гастрономические пиршества, чем потом после 1917 года любили понукать большевики. Но черт с ними, с этими большевиками, не до них сейчас, когда можно одни бокалы разглядывать часами: бокалы для шампанского, бокалы для белых и красных вин. Есть тут, на богато убранном столе и рюмки для водки, впрочем, ее в России особо не жаловали. Другое дело — коньяк или виски.

Конечно же, моду на то, что пить и как пить, диктовала Франция. Однако когда князь Куракин прибыл в Париж и увидел, как слуга, взяв у него бокал, опустил его в огромную чашу с водой и, ополоснув, налил в него вино и передал другому гостю, то русский дипломат не выдержал и заявил: «Французы, вы варвары! А у нас в России на всех хватает и фарфора, и столового серебра, и бокалов». Возможно, это и легенда, но то, что на столах русской элиты царило благолепие — факт. И посетив так называемую столовую «Дома барина» в этом можно убедиться. Про русское застолье говорили так: садились в среду, вставали в пятницу. Иностранцы смеялись: «Русские — дураки, живут открытым домом, поэтому можно и в рестораны не ходить, а просто ходить в гости то к одним, то к другим». Безусловно, этот образ жизни многих разорял.

В деревню, в глушь…  в Серпухов

На самом деле жить в столицах было безумно дорого (ни что не меняется под луной). Вот и вынуждены были графья да князья в Санкт-Петербурге да в Москве жить только несколько месяцев: с октября по май, а потом они со своими семьями уезжали в свои поместья, порой в глушь, ну и таковой можно было назвать Серпухов. Вот и устроители этого проекта планируют полностью воссоздать картину жизни в провинции аристократов.

Сам дом, в котором расположился музей, уже сам по себе является историей. Впрочем, изначально к аристократии он не имел никакого отношения. С 1830 года, как он был построен, здесь располагалось уездное училище. Учебное заведение функционировало вплоть до двадцатых годов прошлого века. Обучались здесь мальчики от 6 до 12 лет, в основном из привилегированных сословий, — дети дворян, богатых купцов, крупных чиновников. Кстати, в этой школе учился и фотохудожник с мировой известностью — Николай Платонович Андреев. Так что немудрено, что здесь потом разместилась художественная школа.

Но для меня это здание не художка, а… Дом учителя… родной дом учителя, в котором многие годы проработала моя мама. Поэтому, проходя по новому музею, я невольно вспоминала свое детство, а оно было творческим, интересным и разносторонним. Вот в кабинете руководителя профсоюза работников образования, куда вход женщинам был строго запрещен, теперь располагается курительная комната. Мужчины обсуждали политические новости и строили перспективы на будущее. Что интересно: руководитель профсоюза тоже был мужчиной, только, если мне не изменяет память, некурящий. Потом Александр Петрович Рабочих долгие годы работал в администрации Серпуховского муниципального района, руководил Территориальной избирательной комиссией. Удивительные параллели истории, не правда ли?

А вот кабинет директора Дома учителя, которым являлась на тот момент Ольга Ивановна Крымова, тоже превратился в… кабинет. Только за огромным рабочим столом свои мемуары пишет уже барин, а уж ему-то есть что рассказать потомству. Спускаемся на второй этаж и снова вижу удивительные параллели. В бывшем кинозале видеоклуба «Лабиринт» (это было единственно место в Серпухове, где можно было увидеть иностранные фильмы) располагается гостиная с механическим пианино: вставишь определенный картридж и создавай бурную видимость своей виртуозной игры. Многие девушки XIX столетия прибегали к таким хитростям, чтобы произвести впечатление на кавалеров. Разглядываю уникальную салонную люстру, но сама так и слышу гнусавый дубляж Леонида Володарского «Коламбия пикчерз представляет».      

Идем в другую часть дома, в которой в свое время располагалась богатая библиотека, предназначенная для педагогов города и района. На своем личном энтузиазме библиотекарь Галина Петровна Петряхина создала клуб ветеранов просвещения, поэтому здесь можно было увидеть очень много интересных пожилых дам. Удивительно, но теперь здесь находится женская часть дома с полагающимся будуаром. В прошлые века представительницы слабого пола собирались отдельно от своих супругов, обсуждая последние сплетни и делясь новостями о модных тенденциях.

Считается, что история развивается по спирали. Возможно, но лично мне кажется после того, как посетила новое музейное пространство, история — это параллели: меняется антураж, меняется мода, этикет, но суть остается неизменно прежней. Поэтому не зря же говорят: «Чтобы не совершить ошибок в будущем, нужно внимательно изучать ошибки прошлого». Да, в «Доме барина», который для меня, прежде всего, так и остается Домом учителя и Художественной школой, нужно провести огромный фронт восстановительных работ. Однако здесь уже готовы проводить экскурсионные программы, и потому музей работает ежедневно с 10 до 19 часов. Многие экспонаты еще не заняли своего места, однако это не повод откладывать посещение музея. Здесь есть много интересного и любопытно. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 22 сентября 2021

Заголовок в газете: История в параллелях

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру