«Когда приехали сюда в первый раз, это было заросшее поле. Гектары непроходимой заболоченной местности с огромными корягами. Благоустраивали, выравнивали, делали отводные дренажные каналы и стоки…», — вспоминает один из основателей семейного клуба «Бунин ручей» Алексей Рощин.
Теперь на месте болот и бурелома расположились радующие глаз птичник, овчарня, коровник, зернохранилище — все составляющие сельской жизни. Пока нельзя сказать, что это окончательный вид. Развитие проекта в Серпухове, как и агротуризма в России, — в процессе…
«Окультуренная» ферма европейского уровня
Семейный клуб «Бунин ручей» расположился на площади 13 гектаров. Безграничность пространства ощущается на подходе — на ферме нет заборов.
— Оглянитесь вокруг. Мы находимся не на закрытой территории — это было нашим первым решением. В таком ландшафте не должно быть границ, — рассказывает один из основателей семейного клуба Алексей Рощин.
Возможно, это не совсем безопасно для животных: иногда на ферму заходят лисы и другие лесные жители. Однако открытое пространство — немаловажный фактор. Здесь можно свободно перемещаться и посещать разные зоны. Несмотря на отсутствие заборов, изначально основатели не планировали делать место общедоступным.
— Мы хотели создать ферму для двух семей — моей и друга. Базисом были чистые продукты, которые мы употребляли бы в пищу. Искали участки в разных районах, хотели завести кур, баранов.
Со временем поняли, что если берешь кур — яйца надо куда-то девать, заводишь корову — молоко сбывать, что-то делать из него. На две семьи даже десять баранов — это много. В марте овчарня была полностью заполнена ягнятами — рождались по десятку в неделю. И эта история изначально была не про хлев, где находятся животные. Хотелось создать «окультуренную» ферму европейского уровня.
Когда основатели семейного клуба построили все здания, то окончательно поняли: это точно не для двух семей. Решили развивать конный прокат. Потом в Клейменово стали приезжать люди — интересовались, чем тут занимаются.
— Гости были незваные — ближайшие соседи. Ну не могли понять в деревне, чем мы занимаемся. А мы начали заниматься фермой и ее развитием…
Чтобы создать агроферму, недостаточно просто иметь участок. Это должна быть совокупность факторов: земля под сельхозпроизводство, отсутствие соседей в радиусе 500 метров и красивое место, в котором можно реализовать все планы и мечты.
— В Клейменово нам понравилось сразу. Наличие реки и леса — два главных бонуса. Для досуга и отдыха это спокойное, тихое и беззаботное место, где можно отбросить все мысли после московской суеты.
Местные достопримечательности — церкви, колокольни — подходят для использования как точки маршрута, например, для прогулки на лошадях. Нара — красивая река, вдоль которой можно строить живописные маршруты. Палаточный туризм, конные походы — обширное поле для развития.
— Но первоочередное — должна быть точка притяжения, место, от которого можно оттолкнуться. Это и есть наш семейный клуб.
«Бунин ручей» существует два года. В 2020 кипела стройка, летом 2021 официально объявили об открытии. Теперь здесь живут лошади, страусы, альпаки, коровы, куры, козы и пятнистые олени, трое из которых родились уже на ферме, что показывает: животным тут хорошо.
— Забирали оленей в ужасном состоянии из Калужской области. Животные умирали от голода. Один олень еле передвигался, другие тоже были в удручающем состоянии. Реанимировали за три месяца: к весне начали крепнуть, а летом стали размножаться.
— Чем отличается экоферма от контактного зоопарка?
— В зоопарке мало места, тесно и территория ограничена. За деньги люди могут трогать животных, невзирая на их желания. У нас если животные не хотят подходить, то их никто не заставляет. Большие вольеры примыкают к лесу, созданы максимально комфортные условия, есть домики. Олени даже сбегали, но все равно возвращались, потому что им здесь хорошо. Мы не зоопарк еще и потому, что не держим диких животных. Все, кто живут рядом с нами, изначально обитали с человеком.
Перспективное место
На агроферму приезжали представители серпуховских турфирм. Территорию хотят развивать — устраивать экскурсии, в том числе для организованных групп. Гиды познакомились с фермой и договорились о дальнейшем сотрудничестве.
— Как эксперты оценили туристическую привлекательность?
— Представители турфирм отметили, что это перспективное место. Сказали, что готовы привозить к нам гостей. Только дали рекомендацию — сделать дорогу. Территория находится в низине, хороший подъезд — необходимость. Проект мы уже воплотили в жизнь. Помимо этого, посоветовали сделать больше развлечений для детей. Общая теплая зона — еще одно пожелание. Уже определено место, где появится просторное помещение для гостей.
Для развития проекта планируют застраивать еще одно поле — там появится здание для проведения мастер-классов, кафе, магазин. Возведут и гостевые домики, поскольку агротуризм предполагает полное погружение в сельскую жизнь.
— Пока построим три домика. В дальнейшем будем смотреть по потребностям и спросу. Гости смогут приехать погулять, остаться с ночевкой, поэтому создаем комфортное место отдыха с концепцией мини-отеля.
Планов по развитию первой в Серпухове территории агротуризма очень много.
— Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные — пришлось создать градацию, — улыбается Алексей. — Из кратко-срочных — Музей дров, где будет интерактив для детей.
В 2023 здесь планируют создать барбекю-зоны, сделать купель и обустроить источник.
— Говоря о долгосрочных планах, хотелось бы создать экосистему замкнутого цикла, агротуристический комплекс — уютный и сбалансированный, где люди смогут отдохнуть, погулять, вкусно поесть и, главное, уехать довольными, — отмечает Алексей.
В концепции агротуризма много составляющих, одна из которых — использовать природу, чтобы окунуться в деревенский быт. Поэтому даже дрова могут стать главным экспонатом эколого-просветительского центра, где можно будет узнать, как добывали огонь древние люди, какие профессии связаны с переработкой леса, чем отличается древесина разных пород.
— Родители с детьми смогут полностью погрузиться в атмосферу: участвовать в мастер-классах, создавать поделки в эко-зоне. Помимо этого, есть мысли сделать Дом рыбака на берегу Нары.
— Кто ваш основной клиент?
— Сейчас спрос на агротуризм в основном у семей с детьми. Им интересно узнать, как производятся продукты из молока, познакомиться с разными животными, покататься на лошади. Те, кто интересуется фермерскими продуктами, уезжают от нас с большими сумками.
— Есть такая гипотеза, что основные экотуристы — жители мегаполисов…
— Возможно, но пока 50% — местные жители: Чехов, Серпухов… Приезжают и те, у кого есть свои животные — им интересно посмотреть, как направление развивается у других. Постоянные гости — дачники, жители деревень… Сейчас это больше летняя история, отток клиентов ощутили осенью.
Несмотря на сезонность, новое направление расширяет возможности гостеприимства Серпухова. Пока спрос не превышает предложение, однако приоритеты у создателей агрофермы расставлены: «Четко следим за тем, чтобы не было колхоза. Все должно быть современно, комфортно и аккуратно».
«Пока это больше инвестиции»
— По словам экспертов, доля сельского туризма в общем объеме туристических услуг в России остается низкой. Как оцениваете формирование направления в Московской области?
— Мы находимся практически в центре Московской области. В г. о. Серпухов по пальцам можно посчитать места, приближенные к агротуризму. Если брать фермы, на которые можно приехать и полноценно отдохнуть — таких нет.
— В таком случае есть ли перспективы развития?
— Министерство сельского хозяйства заинтересовано в росте и развитии этого направления. Сейчас есть курсы по развитию агротуризма. Например, в Швейцарии, Германии давно существуют агрофермы высшего уровня, где можно реально отдохнуть. Но это вопрос коммерции. Сам по себе агротуристический комплекс предполагает большие затраты на содержание, но отсутствие потоковых денег.
Люди идут от обратного — создают гостиничный бизнес, который сразу начинает работать. И к нему присоединяют небольшие зоны, а-ля агротуризм. Однако перспектива именно агротуризма есть, поскольку это огромное поле для деятельности. Пока это больше инвестиции. Являясь спутником зон отдыха и гостевых домов, агроферма будет магнитом, чтобы развивать эти направления.
— Получается, эта история — не про деньги?
— Если бы она была про деньги, мы бы уже давно закрылись. Пока все строится на альтруизме. Для души и для людей. Мы честно и чисто делаем ту продукцию, которую продаем.
— Алексей, и все-таки… Зачем Вам все это?
— Люди часто задумываются — что такое любимое дело? Агроферма для меня — это возможность воплощать идеи вместе со своей семьей. Жена — ландшафтный дизайнер, дочь занимается конным спортом.
В нашей команде 12 человек, каждый из которых отдает частичку своей души в общее дело под названием семейный клуб «Бунин ручей». Я не могу назвать это место работой. Это дело, которое любишь.