В Серпухове растет число пострадавших от бесконтактного мошенничества

Речь пойдет о преступлениях, которые совершаются с использованием средств связи и интернета, точнее, о бесконтактном мошенничестве. В полиции этими правонарушениями занимается отделение по борьбе с мошенничеством с использованием информационных и телекоммуникационных технологий отдела уголовного розыска МУ МВД «Серпуховское».

В Серпухове растет число пострадавших от бесконтактного мошенничества
фото: открытые источники

Бесконтактное мошенничество

Давно существует так называемое «контактное мошенничество», когда преступники выманивают деньги, заговаривая на улице людей или проникая в дома под видом социальных работников, сотрудников технических служб, коммивояжеров.

Контактное мошенничество опасно. Однако бесконтактное приобретает все большие объемы, злоумышленники вооружаются совершенными техническими средствами и используют самые эффективные приемы «коммуникации». Зачастую попавшиеся в ловушку считали, что обмануть могут кого угодно, только не их.

Возраст и интеллектуальный уровень жертв не имеют определенных рамок. Среди потерпевших — и совсем молодые люди, и умудренные опытом, даже руководители самого высокого уровня.

Руководитель отделения по борьбе с мошенничеством с использованием информационных и телекоммуникационных технологий Роман Щелкунов обозначил основные направления, по которым работают полицейские, раскрывая преступления подобного рода.

Драмы нет, денег тоже

Вариант, когда на стационарный телефон звонят и разыгрывают драму из жизни близких родственников, кажется, уже ни для кого не новость. Но преступлений такого рода меньше не становится. Игра на родственных чувствах — проверенный способ манипулирования.

В преступной группе все роли расписаны. Создается колл-центр (от английского call — «звонить»). Покупаются базы данных, этим занимаются определенные люди. Другие, так называемые «звонари», обрабатывают потенциальных жертв, используя все возможности информационных технологий.

Компьютерная программа «подмена номера» обеспечивает возможность использовать даже действующие номера силовых структур. Поэтому проверить достоверность звонка можно только воспользовавшись другими источниками информации.

Когда «звонарь» закончил свое дело, понимая, что человек готов передать деньги, в «игру» вступают кураторы. Они находят курьеров. Их вербуют, как правило, через мессенджеры и в социальных сетях.

Они приезжают к жертве, забирают деньги и, оставив определенный процент себе, как оплату за труд, отправляют средства на подконтрольные мошенникам счета. Цепочка банковских карт и счетов длинная, но завершается чаще всего криптобиржей, с которой без проблем похищенные деньги можно вывести за границу.

Есть в колл-центрах кадровые сотрудники, которые занимаются подбором персонала для осуществления преступных схем, психологи, осуществляющие подготовку тех, кто будет обрабатывать потенциальную жертву. Алгоритмы доведены до совершенства. Используется масса приемов, позволяющих достичь цели — забрать деньги.

Способы зачастую ухищренные: поймав на крючок человека, мошенники, получив первый транш, не оставляют его в покое, если понимают, что у жертвы еще остались деньги.

1800 звонков за 4 часа

Оперативники привели пример с пожилой женщиной, которая для «помощи внуку» передала курьеру 500 тысяч рублей. А через некоторое время ей снова позвонил «внук» и сказал, что этой суммы недостаточно — «вопрос жизни и смерти». В результате тот же курьер приехал вновь и забрал еще 600 тысяч.

Жертву постоянно «держат» на телефоне, чтобы до нее не могли дозвониться родственники. Если обработка идет по стационарному телефону, то узнают, есть ли мобильный. И этот телефон тоже атакуют звонками. Одной из потерпевших в период с 15 до 19 часов поступило около 1800 звонков!

Так загрузить линию мошенники могут, применяя компьютерные программы.

Например, программа «сухой прозвон»: чтобы «звонари» в будущем не работали впустую. Робот прозванивает номера, определяя, где отвечают на звонок, а где нет. Наверное, у многих так было, что вам позвонили с незнакомого номера, помолчали в трубку, и все. Так вот, это и была проверка.

Теперь «звонарь» будет искать потенциальную жертву, отрабатывая список номеров, с которых ответили.

Действовали под гипнозом?

Другой подвид — звонки от сотрудников банков, ФСБ и других правоохранительных органов. Схема организации преступной группы и инструменты те же, что и в предыдущем случае. Как вариант, мошенники используют предлог о якобы расследуемом деле о хищении средств. Не может сотрудник ФСБ звонить и раскрывать суть проводимой операции совершенно случайному человеку! Это нужно понимать! Тем более никогда сотрудники правоохранительных органов не будут задавать вопросы о ваших банковских картах…

Стражи порядка бьются, раздавая памятки, выступая в средствах массовой информации, в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты, но число преступлений не уменьшается. Более того, существуют прецеденты, когда один и тот же человек несколько раз подряд повторял роковую ошибку.

Женщина один раз положила деньги на «безопасный» счет, который ей продиктовали мошенники, и, заподозрив неладное, обратилась в полицию. На следующий день ей снова позвонили злоумышленники, сказав, что ей нельзя обращаться в полицию, а она обратилась, и та снова перевела значительную сумму. Но и это не все. После второго посещения полиции потерпевшая уже в третий раз, словно забыв о произошедшем, выполнила то, что ей было продиктовано преступниками.

Люди, ставшие жертвами мошенников, говорят, что действовали словно под гипнозом. Нет, никакой это не гипноз, они просто позволяли начать обрабатывать себя хорошо обученному, опытному преступнику. Как иначе объяснить, что люди по указанию мошенников покупают на свои деньги дорогие телефоны, имеющие нужный функционал, чтобы осуществлять действия по переводу денежных средств?

Финансовые вопросы не решаются по телефону. Если Вам позвонили из банка и сообщили о проблеме, прервите разговор. Найдите время и посетите представительство банка, выясните все лично.

Продал гараж и ушел «в минус»

Еще один подвид дистанционного мошенничества развивается на торговых интернет-площадках и в социальных сетях. Самый распространенный способ, который применяют мошенники: просят сообщить номер банковской карты для перечисления аванса или платежа. При этом им известен номер вашего мобильного телефона.

Возбуждено большое количество дел по случаям, когда люди продают что-то на интернет-площадках, а в результате теряют большие деньги.

Недавний пример из практики серпуховского отделения по борьбе с дистанционным мошенничеством: мужчина продавал гараж на торговой площадке в интернете. Заявленная стоимость — 470 тысяч рублей.

«Покупатель» звонит и говорит, что его все устраивает. Отправляет смс-сообщением сфабрикованный чек об оплате на сумму, большую, чем заявлена. Продавец не имеет возможности посмотреть баланс своего счета, поскольку его все время держат на телефоне, не позволяя это сделать. Он верит «доказательству» — чеку. Мошенники просят «вернуть переплату» на свой счет.

Таким образом, они получают доступ к банковской карте продавца. В результате потерпевший теряет все деньги, которые были у него на счете. А там, к несчастью, оказалась сумма, большая, чем стоимость гаража.

Отдохнуть в несуществующем отеле

Кто-то скажет, что можно дать номер карты, на которой нет денег. Если ведет переговоры честный человек, то все завершится хорошо. Если имеете дело с мошенниками, они попробуют добиться своего. И не факт, что у них не получится.

Распространенная форма преступной деятельности — взламывают аккаунты в социальных сетях, сегодня на первом месте — «Вконтакте», «Телеграм». Якобы друзья или близкие знакомые просят в долг.

Разумеется, от проблем никто не застрахован. Но нельзя принимать решение и оказывать помощь, опираясь только на информацию в соцсети, не проверив ее в других источниках.

Серпуховские полицейские задержали преступную группу, которая обманывала граждан, принимая заказы на покупки на «сайтах» и осуществляя доставку через «Почту России». В скрытых сетях продают готовый «бизнес под ключ» для тех, кто хочет преступным путем получить деньги. В том числе, это и фейковые сайты, где для покупки товаров нужно регистрировать банковские карты.

В Серпухове задержаны граждане, которые торговали услугами несуществующих отелей в Крыму. Желающих отдохнуть было много. Но долгожданный отпуск на пляже так и остался несбыточной мечтой. Пострадавшие от мошенников потеряли деньги и не получили услугу.
 
Социальная инженерия или «атака на человека» в контексте информационной безопасности — это психологическое манипулирование людьми для совершения определенных действий или разглашения конфиденциальной информации.
 
В ваших силах оказать поддержку правоохранительным органам. Для этого нужно совсем немного: помнить об опасности стать жертвами мошенников и соблюдать несложные правила. Идеальный вариант — не отвечать на звонки с незнакомых номеров. Если все же ответили, а говорящий не является знакомым, прервите разговор.

Нельзя вступать в диалог! Помните, что в этой «дуэли» силы неравны. В лучшем случае оппонент просто испортит вам настроение. А про худший вариант уже рассказано выше.
 
Не сообщайте номеров своих банковских карт незнакомым людям при общении по мобильному телефону или в интернете. Прежде чем регистрироваться на сайте в интернете, соберите максимальное количество информации о деятельности организации.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2023

Заголовок в газете: «Прервите разговор: в этой «дуэли» силы неравны»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру