Фильм журналистов из Серпухова получил всероссийское признание

Фильм телеканала «ОТВ-Серпухов» «Тайна Неупиваемой чаши» завоевал награду фестиваля кино- и телефильмов духовно-нравственного содержания «Святой Владимир», который прошел в Севастополе. 

Фильм журналистов из Серпухова получил всероссийское признание
фото из личного архива Марии и Михаила Панкратьевых

Авторов кинокартины Марию и Михаила Панкратьевых отметили в номинации «Православный телепроект». Чудотворная икона «Неупиваемая чаша» была утеряна в начале ХХ века. Тайна ее исчезновения не разгадана до сих пор. Была ли икона сожжена или ее удалось спрятать? Почему многие архивные материалы по этому делу недоступны? Что происходило в Серпухове в годы раскола в Русской православной церкви? На эти вопросы искали ответы создатели документального фильма.

Немного истории

С верой и надеждой тысячи паломников едут в Серпухов во Владычний женский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе «Неупиваемая чаша», попросить о помощи. Сегодня в монастыре находится список иконы. Оригинал утерян в начале ХХ века.

По преданию, история иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» связана с жизнью отставного солдата Тульской губернии, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него даже отнялись ноги, но он продолжал злоупотреблять спиртным. Однажды солдату приснился сон, в котором явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери в Серпухове — во Владычнем монастыре. Перед тем, как солдат отправился в монастырь, сон повторился два раза. Добравшись в 1878 году до обители, он услышал, что тут никто не знает иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Однако кто-то предположил, что речь идет об иконе с изображением чаши, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая чаша». Новообретенный образ перенесли в храм и перед ним совершили молебен. А солдат вернулся домой из Серпухова здоровым.

После закрытия Владычнего монастыря в 1920‑е годы чудотворная икона была перенесена в храм Николы Белого. В 1929 году Никольский собор был закрыт. По рассказам старожилов, иконы принесли на берег реки Нары и сожгли. Так первообраз иконы с изображением Божией Матери «Неупиваемая чаша» бесследно исчез…

Однако история кажется незавершенной. Многоточие в конце до сих пор не дает ответа на вопрос: что же стало с иконой? О том, что осталось за кадром, мы поговорили с Марией Панкратьевой, режиссером фильма «Тайна Неупиваемой чаши» и Михаилом Панкратьевым, оператором и режиссером монтажа.

«Запрашивали документы в архивах ФСБ»

— Как ваш творческий тандем решил выбрать для съемок именно эту тему?

Мария: — В прошлом году съемочная группа телеканала «ОТВ-Серпухов» была в Троицком и Богоявленском храмах. Там открывали памятные доски серпуховским новомученикам. Среди них была Елизавета Крымова. Тогда мы впервые услышали новую версию исчезновения иконы «Неупиваемая чаша»: вполне возможно, что ее не сожгли. Вероятно, ее спрятали прихожане монастыря. Ясно одно: икона пропала. А что с ней стало на самом деле? Выяснилось, что к концу 20‑х годов ХХ века было много списков с иконы. Вероятно, когда закрыли женский монастырь, в храм Николы Белого перенесли именно список, а оригинал был спрятан.

— Сколько длились съемки фильма?

Мария: — Начали снимать в феврале, закончили в мае. Потом около трех месяцев ушло на монтаж. Почему так долго? Съемочных дней было не так много, снимали фильм в свободное время, поэтому процесс растянулся. Много времени заняли поисковые работы. Искали упоминания о Елизавете Крымовой, запрашивали документы в архивах ФСБ.

Михаил: — Когда взяли комментарии у всех героев, нужно было снять красивые кадры в монастыре. Около недели я посещал обитель в сопровождении послушника Дионисия. Он помогал в процессе съемок, например, наблюдал в течение суток за камерой, когда снимали картинку «день-ночь»: 24 часа в монастыре. Отнесся с пониманием и говорил, что помощь нам — его послушание.

Мария: — Действительно, в процессе съемок много внимания было уделено поиску красивых кадров. Когда мы показывали фильм на фестивале в Севастополе, зрители — обычные жители — отметили красоту Серпухова и нашего монастыря.

фото из личного архива Марии и Михаила Панкратьевых

— Кто участвовал в съемках и пытался пролить свет на историю исчезновения иконы?

Мария: — Помогали игуменья женского монастыря, матушка Алексия, настоятель Богоявленского храма, протоиерей Сергий Свирепов. Он первый рассказал нам о том, что икона могла быть спрятана. За комментарием мы обратились к историку, старшему научному сотруднику Серпуховского музея Ивану Волкову, который тоже изучал эту тему. Он рассказал, что около десяти лет назад проводил экскурсию в старообрядческой церкви. Когда говорил о репрессиях против церкви, происходивших в Серпухове, один из посетителей сказал: «Мой дед своими руками бросил икону «Неупиваемая чаша» в огонь». Такая версия тоже есть.

Но что бросали в огонь — список или оригинал? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Найдет ли кто-то на него ответ? Пока сложно сказать. Отец Сергий отметил, что в 90‑х историк Андрей Пилипенко рассказал ему о документах из архива допросов Елизаветы Крымовой. Ей задавали вопрос, где она спрятала икону. Ответа не последовало. Впоследствии ее расстреляли. Она унесла тайну «Неупиваемой чаши» в могилу.

Михаил: — Нам такие документы не показали. Мы получили доступ к двум делам Елизаветы Крымовой, но там ничего не говорится про икону. Вот тут вопрос: что за дело видел в 90‑х годах историк Пилипенко, рассказав об этом отцу Сергию, и почему сейчас эти дела не выдают? Чем больше начинаешь искать ответов, тем больше вопросов появляется.

«Не смогли сохранить единство, поэтому лишились святынь»

— Что лично для вас стало открытием во время работы над проектом?

Мария: — Открытием стало то, что Серпухов в начале ХХ века стал центром сопротивления новой власти. Был раскол в РПЦ между теми, кто пошел за советской властью, и теми, кто отказался ее поддерживать. В Серпухове было много прихожан храмов, которые не поддержали ни нового епископа, ни священника, присланного в Серпухов.

Михаил: — Действительно, это очень интересная история. Серпухов был одним из центров сопротивления политике митрополита Сергия, который пошел за Советской властью. Есть еще интересный момент. Иконы «Неупиваемой чаши» в Высоцком и Владычнем монастырях разные. По словам матушки Алексии, за оригинал берется икона, которая находится во Владычнем монастыре. Там младенец Иисус стоит в чаше в полный рост, а на иконе в Высоцком монастыре он будто бы сидит — находится по пояс в чаше.

— Какие сложные моменты были в процессе съемок?

Мария: — В архивах мы хотели найти подтверждение своим догадкам. Однако все наши запросы не увенчались успехом. Много нового узнали из найденных дел и документов о жизни женского монастыря в начале ХХ века, его закрытии, о том, как монашки прятались в деревне Турово, устраивали подпольные движения. Процесс запроса о предоставлении информации занимает много времени и, к сожалению, ответов на многие вопросы мы не нашли. С другой стороны, подняли эту тему, «копнули» глубже и собрали все версии воедино.

— Ожидали, что эта тема вызовет такой интерес у аудитории: более 130 тысяч просмотров на YouTube за два месяца?

Михаил: — Для нас это стало приятной неожиданностью! В комментариях читаем много благодарностей. Если кому-то этот фильм подарит веру и надежду, значит, мы не зря работали.

Мария: — Может, кто-то узнает из фильма об иконе впервые, захочет приехать в Серпухов с верой в чудо и исцеление. В «Неупиваемой чаше» много смысловых линий. Одна из них — историческая. Иван Волков произносит фразу, на мой взгляд, отражающую смысл фильма. Говоря о том, что икона была сожжена, он отмечает: «Видимо, на тот момент мы не смогли сохранить единство, поэтому лишились святынь. Наверное, тогда мы были их недостойны». Возможно, посмотрев этот фильм, зрители сделают для себя выводы о цикличности с точки зрения истории. Другие же просто увидят героиню Валерию, бывшую наркозависимую, которой помогла икона. Убедятся, что вера и молитва творят чудеса. Приедут в монастырь и получат исцеление.

— Насколько удалось приблизиться к разгадке тайны «Неупиваемой чаши»?

Михаил: — В процессе съемок мы даже мониторили аукционы. Там нашли несколько похожих икон, но точно говорить о том, есть ли среди них «Неупиваемая чаша», не можем.

— Планируете далее раскрывать в своих фильмах вопросы веры, православной тематики?
Михаил: — В этом году мы познакомились с Ильей Дроздихиным. Он звонарь, руководитель Московской школы церковных звонарей, основатель мастерской по изготовлению церковных колоколов, которая славится на всю Россию. Следующий наш материал будет про него.

Новые награды

Пока готовился этот материал, наши коллеги завоевали новые награды. Телеканал «ОТВ-Серпухов» стал победителем VI регионального открытого творческого конкурса «Верное слово».

В номинации «Духовные святыни Подмосковья» лучшим признан фильм директора МАУ «Серпуховское информационное агентство» Марии Панкратьевой и оператора, режиссера монтажа Михаила Панкратьева «Тайна Неупиваемой чаши».

В номинации «Человек и вера» за популяризацию и продвижение традиционных семейных ценностей грамотой Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства награждена шеф-редактор телеканала ОТВ-Серпухов Ирина Зайцева. Работать над сюжетом «Путь к счастью» помогал оператор Вячеслав Фролов.

Конкурс проводится по инициативе Союза журналистов Подмосковья. В этом году поступило более 80‑ти заявок из 35‑ти городов России. Торжественная церемония вручения наград состоялось в Коломне, в духовной семинарии. Победителей поздравили митрополит Крутицкий и Коломенский Павел и председатель Союза журналистов Подмосковья Наталья Чернышова.
 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №48 от 22 ноября 2023

Заголовок в газете: Разгадать тайну «Неупиваемой чаши»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру