«МК в Серпухове» побывал на пленэре с Федором Помеловым

Имя Федора Помелова для знатоков и любителей искусства в представлении не нуждается. Сын художников Валентина и Инессы Помеловых родился в Протвино и с детства пошел по стопам родителей.

«МК в Серпухове» побывал на пленэре с Федором Помеловым
фото: Юрий Сурков

Начал с детской художественной школы г. Протвино, а закончил академическим институтом им. В. Сурикова — одним из лучших вузов в Европе. Получив диплом, Федор Помелов стал свободным художником, ярким, экспрессивным и разноплановым.

В своем творчестве он унаследовал энергию и мощь отца, лиричность и трудоспособность матери. Но, несмотря на авторитет и влияние родителей, Федор смог найти свой почерк, свой взгляд на творчество и свой путь в искусстве.

Осенью этого года в честь Дня города и своего 50‑летия Федор Валентинович презентует в Музейно-выставочном центре выставку своих новых работ «Серпухов и серпуховичи».

фото: Юрий Сурков

В настоящий момент он активно занят подготовкой к ней, работая над материалом. Федор Помелов пишет пейзажи исключительно с натуры. К работе в студии прибегает лишь в крайних случаях, когда из-за погоды не может закончить работу « в поле».

Мы поговорили с художником во время одного из пленэров.

Картина как документ времени

Серпухов Федор Помелов стал запечатлять на своих полотнах с 2018 года. По его словам, наш город очень вдохновляет. И хоть жить бы в нем он никогда не стал, в силу привычки к неторопливому и тихому Протвино, древний серпуховский посад, его монастыри и старинные улицы навсегда покорили душу художника.

В этот раз объектом для своей работы Федор Помелов выбрал дом 1а в Рабочем переулке: двухэтажное красное здание 1957 года постройки, расположенное под сенью могучих лип. Вокруг — частный сектор и бор. Сам район, где находится дом, Федору показали мы, оставив ему возможность выбрать конкретное место для написания пейзажа.

— Почему выбрали именно этот дом?

— Он интересен с художественной точки зрения. Этот дом как будто застыл во времени. Этот старый, но милый деревянный заборчик рядом с ним, штукатурка, крыша — все создает необходимый лирический настрой для живописи. Был бы он обшит современным пластиком, рисовать бы я его не стал.

фото: Юрий Сурков

— Слушая Вас, невольно возникает вопрос: можно ли провести параллель между живописцем и фотографом? И тот и другой, по сути, сохраняют момент времени на холсте или бумаге.

— Я думаю, что можно. Любой пейзаж — это сохраненный на холсте момент времени, который уже никогда не вернуть. Эта трава будет колыхаться по-другому, облака будут иметь иную форму, изменится свет. Через мгновение все будет иным, не таким, как в этот момент. Дом этот возьмут и перестроят, в конце концов. Так что картина — это своего рода документ.

Федору сложно давать интервью и работать одновременно, поэтому мы берем паузу и просто наблюдаем за простыми, на первый взгляд, действиями. Художник быстро и легко первой попавшейся с палитры краской делает набросок будущей картины.

— Я никогда не пользуюсь углем или карандашом для создания общих очертаний и контуров.

— Экономия времени?

— И это тоже, но не только. Масло — очень удобный материал. Если что-то не получилось — это легко исправить новым мазком кисти. Карандаш же надо стирать, разводить грязь, тратить время, что в нашем случае непозволительно, — говорит Федор и показывает в сторону бора. На горизонте показалась черная туча. Поднявшийся ветер дал понять, что скоро нас накроет дождь. — Знаете, чем меня привлекает писать с натуры? Все дело в непередаваемой атмосфере: воздух, пение птиц. И все это запечатлеется на холсте. Сделать фотографию и потом по ней написать картину в мастерской — такого эффекта уже не будет, — говорит Федор Помелов.

— Почему?

— В работе будет ощущаться статика, искусственность.

Главное — эмоции и настрой

Федор продолжает писать картину. Вот уже и дом на ней есть, и могучие липы рядом. Художник быстро и уверенно прорисовывает детали.

— Вообще я благодарен Вам за то, что показали это место. Иначе я бы поехал в какие-то более привычные места.

— А что больше всего нравится писать в нашем городе?

— Очень люблю район площади Ленина, улицу 1‑ю Московскую рядом с музеем, Распятский монастырь. Бываю чаще всего. У меня и рядом с Протвино есть излюбленные места для пейзажей.

— Пишете пейзажи в любое время года?

— Вообще больше всего предпочитаю весну и осень. Летом очень много зелени. Порой она мешает, скрывая за собой детали. Вернись мы к этому дому осенью, он будет выглядеть иначе. Фактически другая картина получится.

— Что является главным в написании пейзажа?

— Передать настроение. Я не вдаюсь в скрупулезную передачу того, что вижу, как некоторые пишут — «точь-в-точь». Для меня главное — эмоции и настрой, чтобы они отобразились на картине.

— Когда решаете, что картина завершена?

— Сложно сказать. Иногда смотришь на свои работы десятилетней давности и думаешь: «А сейчас я бы ее иначе написал». Но вовремя остановиться нужно уметь. Мне доводилось наблюдать, как другие художники бесконечно дописывали свои работы и в итоге их бросали, лишенные сил и настроения.

Бывают еще ситуации, когда, например, пишешь долго что-то, потом приходишь с этим в мастерскую и понимаешь, что получилась откровенная ерунда. А иногда в сюжете ничего особенного, и пишешь быстро, а картина запоминается.

В этот момент неподалеку раздался раскат грома, ветер значительно усилился, донося первые небольшие капли надвигающегося дождя.

— Как вовремя, — радостно говорит Федор, — мы с Вами за двадцать минут уложились!
И действительно! На холсте к этому моменту была уже практически полностью завершенная работа.— Надо собираться, возможно, я вернусь сюда, если надумаю что-то дописать.

— Не могу Вас отпустить без традиционного вопроса напоследок.

— Задавайте! — говорит Федор, начиная собирать художественные принадлежности.

— Что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Задам Вам сначала встречный вопрос: «Что остается в театре после спектакля?».

— Эмоции публики?

— Нет. От спектакля остается только театральная афиша. Эмоции публики заканчиваются с последним покинувшим зал зрителем. Поэтому всем я бы хотел пожелать научиться ценить каждый момент своей жизни. Все меняется, все уходит, люди уходят, а момент во всех своих проявлениях останется, если его сохранить. Любите жизнь во всех ее проявлениях!
 
                                                                              * * *
Федор Помелов действительно вернулся на это же место, в тот же день после дождя, и завершил свою работу. Ее можно будет увидеть осенью на персональной выставке художника «Серпухов и серпуховичи», которая состоится в Музейно-выставочном центре.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26 от 19 июня 2024

Заголовок в газете: Сохраняя момент

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру