Светлана Тушева вошла в топ-100 преподавателей Московской области

В список лучших педагогов Подмосковья вошла учитель начальных классов школы № 19 имени Романа Катасонова Светлана Тушева. Ее стаж работы составляет 33 года. Светлана Викторовна является учителем-наставником для молодых специалистов. В совершенстве владеет теорией и методикой преподавания в младших классах.

Светлана Тушева вошла в топ-100 преподавателей Московской области
фото из личного архива Светланы Тушевой

— Расскажите о себе. С чего начался Ваш профессиональный путь?

— Еще в третьем классе, восхищаясь своим первым учителем, Еленой Анатольевной, я тоже захотела стать педагогом. В далеком 1986 году поступила в Харьковский государственный педагогический институт. Спустя пять лет успешно его окончила, и моя мечта сбылась: я пришла работать учителем в школу, где раньше училась.

Потом вышла замуж за военного. Менялись школы, города, но я по-прежнему была предана своей профессии. Мне очень повезло: я обучалась у авторов учебников, пособий, различных педагогических методик, и таким образом улучшала свои профессиональные навыки. Работала учителем начальных классов, методистом, завучем по учебно-воспитательной работе. За тридцать три года беспрерывной педагогической деятельности у меня было девять выпусков моих замечательных и любимых учеников.

Со многими из них мы до сих пор поддерживаем добрые отношения, хотя выпускники живут и работают в разных местах нашей огромной страны, некоторые — за рубежом. Цитируя слова из песни Басты «Сансара»: «Учитель продолжается в своем ученике». Горжусь, что среди моих выпускников есть замечательные врачи, инженеры, защитники Отечества и учителя! Очень рада, что эти дети меня помнят, доверяют и приводят учиться ко мне своих детей.

фото из личного архива Светланы Тушевой

— Какие методы обучения используете, чтобы сделать уроки максимально интересными и увлекательными?

— Интересные уроки — это залог успешного и продуктивного обучения. Кто и что делает уроки интересными? Для меня «кто» — это личность учителя.

Это человек, который должен обладать глубокими знаниями, постоянно самосовершенствоваться. Для современных детей важно, чтобы педагог был с юмором. Им очень нравится, когда приводишь примеры из своей жизни. Зачастую они даже сами задают вопросы: «Светлана Викторовна, какой у вас был любимый урок?», «Откуда Вы это знаете?», «А Вы там были?».

Что делает уроки интересными? Использование нестандартных форм занятий: урок-соревнование, урок-путешествие, урок-сказка, урок-игра и, конечно же, использование различных педагогических технологий.

Дело в том, что в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования, лежит системно-деятельностный подход: ребенок должен на уроках выступать не объектом обучения, когда его учат и «напичкивают» знаниями, а быть субъектом.

Любознательному ребенку будет интересно учиться, когда он будет выступать субъектом обучения. Увлекательными уроки делают не только личностный подход учителя, но и использование онлайн-платформ, видеоуроков, игровых и мультимедийных презентаций. В начальной школе никак не обойтись без наглядности и различных игр, которые по сей день остаются в приоритете. В них ребенок, например, может выступать в роли какого-то персонажа, а значит быть более уверенным, смелым в своих высказываниях и поступках.

— Какие современные образовательные технологии используете на уроках?

— Меняется мир, меняются и наши дети. Меняемся мы, учителя, применяя современные образовательные технологии. В наше время активно используются групповые технологии, в том числе и в обучении, потому что уметь сотрудничать нужно на разных уровнях деятельности. Это повышает ответственность каждого не только за свои успехи, но и за общий результат труда.

Мной очень любима технология дифференцированного обучения. В нашем многонациональном мире она позволяет мне организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей детей, в том числе иностранцев и ребят с ОВЗ. Почему? Потому что учащимся предоставляется выбор в процессе обучения. Они могут выбрать более легкое задание и быть уверены, что выполнят его успешно, или по своим возможностям сделать более сложное задание. Из таких детей вырастают «олимпиадники» или высокомотивированные обучающиеся. Также можно работать в удобном темпе, на доступном для таких детей уровне.

В 2012 году в нашу школу поставили автоматизированное рабочее место, в состав которого входят современные средства обучения: интерактивная доска, нетбуки, система контроля и мониторинга, электронный микроскоп и документ-камера.

Безусловно, детям нравится работать с интерактивной доской. Это наглядно, ярко, действенно, интересно! Ребята любят работать и с нетбуками.

В своей работе я также активно использую документ-камеру. Вообще, все современные средства обучения позволяют сделать процесс более эффективным, повысить мотивацию ребят и результативность обучения.

фото из личного архива Светланы Тушевой

— Скучаете ли по своим ученикам во время летних каникул?

— Очень такой трогательный вопрос. Знаете, а мы с ними и не расстаемся. Продолжаем с ребятами общаться в мессенджере «Сферум», у нас есть общеклассный чат. На образовательной платформе «Учи.ру» у нас также есть чаты, где мы переписываемся. Это так душевно, когда открываешь чат, а ребята пишут: «Светлана Викторовна, я Вас люблю».

Тася мне недавно написала: «Светлана Викторовна, я провожу каникулы с пользой, понемногу занимаюсь, прочитала много интересных книг». Приятно,
что ребята помнят о своем учителе. Они присылают мне фотографии тех мест, где побывали, отдохнули, свои небольшие заметочки.

У нас такие близкие отношения, что дети могут поинтересоваться, где я отдыхала, с просьбой тоже отправить, например, фотографию. И я тоже люблю делиться, особенно, если это какие-то интересные и познавательные путешествия.

— Проводите ли с ребятами время вне школы?

— Конечно же, вне школы мы также встречаемся и проводим различные мероприятия. В начальной школе все это возможно, благодаря совместной работе с родителями. Мы организуем различную культурно-досуговую деятельность: мероприятия, соревнования, походы, экскурсии, праздники. Для нас уже, наверное, стали традицией экскурсии в Серпуховский историко-художественный музей, Музейно-выставочный центр.

И с первоклассниками путешествуем по городам Московской области, например, мы были на Богородской фабрике мороженого, в усадьбе Антона Павловича Чехова в Мелихово.

Мы посещаем концерты и спектакли в нашем музыкально-драматическом театре, бываем во Дворце культуры «Исток» на разных театральных представлениях и творческих выступлениях. Ну и безумно любим посещать городскую библиотеку, с которой тесно сотрудничаем. Поэтому жизнь у нас не только в школе, но и вне ее, и она очень насыщенная и интересная.

— В 2023/24 учебном году Вы выпустили четвероклассников. Скоро придут первоклассники. Отличаются ли поколения ребят друг от друга?

— Действительно, в прошлом году я выпустила своих четвероклассников. И в этом году я набрала новых первоклассников. Десятый выпуск. Сравнивать детей, наверное, это какое-то неблагодарное дело.

Потому что, сравнивая детей прошлых и нынешних лет, я прихожу к выводу, что это те же самые удивительные, любознательные, иногда неугомонные младшеклассники. Современный мир меняет ту атмосферу, в которой растут дети, а растут они в эпоху интернета и технологий. И это влияет на их способности, например, коммуникационные.

Если раньше дети больше общались во дворах и на той же внеклассной деятельности, то сейчас дети уходят в интернет, где им проще набрать своего друга по телефону, нежели выйти и пообщаться вживую.

То же самое касается и поиска информации. Быстрее найти что-то в интернете. Однако мы с ребятами говорим на уроках о том, что это только один из источников ее поиска. Когда нужно учить детей общаться, я очень люблю говорить, что книга — это лучший друг.

Мы всегда говорим: кто много читает, тот много знает. И вот это, пожалуй, небольшое отличие современных детей, что они меньше ходят в библиотеки, меньше книг читают. Но меня радуют мои любимые ученики. Среди них мало кто не любит читать. А в целом, они те же самые дети! Как и тридцать лет назад приходили с горящими глазами, так и сейчас передо мной такие же любознательные ребята.

— Как морально и физически подготовиться к началу учебного года? Совсем чуть-чуть осталось.

— Это хорошее сочетание духовного и физического начал. Духовно — это прочитать новые интересные книги, пообщаться с друзьями и коллегами, найти новый интересный и познавательный материал для моих учеников, поучаствовать в вебинарах, педагогических конференциях и мастер-классах. Физически — побыть на природе, съездить в путешествия и, конечно же, заняться спортом.

Впереди новый учебный год, мой «багаж» полностью со мной. Каникулы почти закончились, и я уже горю желанием вновь оказаться в стенах школы.

— Что делать, если ребенок не хочет делать домашние задания и учиться в целом?

— Вопрос очень сложный, потому что огромную роль здесь играет психологический аспект.
Мне, как педагогу, необходимо создать такие условия, чтобы материал был понят ребенком на уроке, а домашнее задание — это закрепление пройденного. Для этого необходимо создать благоприятную атмосферу, чтобы школьнику хотелось попробовать выполнить самостоятельно то, что он узнал на занятиях.

Например, предложить в начальной школе выполнить домашние задания в игровой форме. В этом, кстати, нам помогают новые образовательные платформы, где есть задания от сказочных персонажей, где ребята в ходе выполнения каких-нибудь головоломок, походов по лабиринтам, делают задания в игровой форме. Важно замотивировать детей, поэтому я не избегаю соревновательных моментов.

Нужно сбалансировать количество домашних заданий. В начальной школе это сделать несложно, потому что основные предметы преподаю я сама. Поэтому, если понимаю, что нужно уделить внимание какой-то теме по математике, я могу дать чуть больше упражнений, при этом по окружающему миру задания будут меньшего объема.

Важно показать детям, что их усилия приведут к благоприятному результату. Учителю же необходимо сделать так, чтобы у учеников не было переутомления и однообразия от идентичных заданий.
Ну и как я говорю, самые главные учителя — это родители. Себастьян Брант писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». На собраниях я также помогаю родителям и подсказываю, как сделать так, чтобы учеба была в радость.

— Назовите несколько книг, которые обязательно должны прочитать дети в первых-четвертых классах. Как думаете, какие произведения можно еще добавить в школьную программу?

— Список книг, которые обязательно должны прочитать младшеклассники, огромен. Безусловно, это сказки Пушкина, басни Крылова — они учат детей ценить положительные качества человека, быть добрыми, справедливыми. Рассказы Толстого, например, «Котенок», «Мальчики» Чехова имеют свои неповторимые поучительные моменты, которые будут воспитывать наших маленьких читателей.

Я бы добавила, конечно, книги о Великой Отечественной войне. Например, книгу Елены Ильиной «Четвертая высота», Гусейна Наджафова «Валя Котик», потому что знание истории своей страны и патриотическая составляющая этих произведений позволит нам, учителям, воспитать достойных граждан. Моя главная задача — сформировать у ребенка потребность в чтении и не отбить это желание.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №35 от 21 августа 2024

Заголовок в газете: «Учитель продолжается в своем ученике»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру