«Чувствуем, что мало делаем»
— Нам всегда помогают, чего бы Дима ни попросил, я обращаюсь — всегда помощь получаю, большое спасибо!
Сын Аллы Геннадьевны Олейниковой Дмитрий сейчас находится в зоне военных действий. А она каждый день здесь — в незаметном снаружи помещении, где можно застать ее и многих других небезразличных людей, которые не только получают помощь, но и сами активно ее оказывают. По их словам, волонтерство составляет часть каждодневной работы, и они не видят свою жизнь без него.
— Мы ходим сюда каждый день — такое уже ощущение, что без этого мы не можем, — делится Алла Геннадьевна.
— Я не могу дома сидеть и глядеть на их борьбу, как они там мучаются, — продолжает мысль Анна Постникова.
— Чувствую, что мало мы делаем. Мало, хотелось бы больше, — сетует Александр Карпов.
— Поможем им, чтобы скорее победили и вернулись домой все живые. Дай Бог всем здоровья, дай Бог, чтобы вынести это все! — эмоционально говорит Манефа Яблокова.

Манефе Николаевне 93 года, она приходит сюда каждый день вместе со своей сестрой как на работу. При этом не забрасывает огород — успевает помогать сестре. Многие волонтеры приходят в штаб после работы и даже приезжают из соседних городов и деревень — в свободное от домашних дел время. Некоторые из них специально ездили на обучение в Москву.
— Мы плетем так называемую народную сеть — «бантики», как мы их называем, их проще и быстрее плести — можно изготовить больше сетей. G-схема и «Мозаика» — этим техникам учились уже в Москве, — перечисляет волонтер движения «Пущино. Своих не бросаем» Елена Франзен.

Волонтеры выучили множество оттенков зеленого — от молодой травы до мха — и знают, что белый бывает цвета чистого снега или грязного мартовского. Для сетей есть целая палитра, а расцветку подсказывают погода и бойцы.
— Раздаем сети по заявкам, — поясняет Елена Николаевна. — Фонд «Петровка,38» из Москвы приезжает за сетями, забирает. С Горловкой очень интенсивно работаем, туда тоже отправляем сети. По всем направлениям, по просьбам не отказываем никому, стараемся всех обеспечить.
Ежемесячно они плетут до 45 сетей. Получается, что и волонтеры — защитники. Они создают сети, которые защищают жизни бойцов — спасают от дронов, маскируют. Также здесь шьют белье для солдат, специальные одеяла и волокуши.
— Они не так-то просты, — рассказывает Нина Матюшина. — Есть карман, куда вставляется утеплитель. Вот там лежат на окне у нас готовые почти, туда только осталось поставить карабин, чтобы прицеплять оружие, и все.
Нина Евдатовна работает полторы смены. Первую — на своей постоянной работе на заводе по производству титановых имплантов. Затем она сразу отправляется помогать волонтерам. Полторы смены помощи. И у этой традиции в ее семье большая история.
— Сначала плела сети, потом понадобилось изготавливать волокуши, и я стала их шить. Я всегда помнила, в детстве мама мне рассказывала, как моя бабушка во время войны шила солдатам белье. Она была портниха-белошвейка.
Все эти труды — не просто хобби, волонтеры оказывают реальную помощь СВО. Каждое из этих антидроновых одеял или сетей могут спасти целую жизнь. И любая ошибка в процессе изготовления может подвергнуть бойца опасности.
— Одеяло девятислойное, — объясняет Ирина Закарюкина. — В этом и сложность — нужно пошить эти слои так, чтобы они были ровными. Одеялами не только накрываются — их укладывают на блиндажи, чтобы бойцы могли спокойно погреться. Накрывают сверху окопы, чтобы прятаться от дронов. Таким одеялом можно накрыться самому, можно укрыть орудие.

Важен вклад каждого
Чтобы приносить пользу, необязательно куда-то ходить. Так что многие помогают нашим солдатам дома. В волонтерской деятельности главное — желание.
— Делаю то, что могу — вяжу носки дома, — рассказывает Зинаида Куркалова. — Если есть у кого свободное время, я думаю это святое дело — помочь нашим ребятам.
— Мы за зиму связали, наверное, пар пятьсот носков ребятам, на фронт, чтобы они согрели ножки, — подсчитала Елена Франзен. — Постоянно человек пятьдесят приходит помогать. У нас утренняя смена — наш «золотой фонд», вечером приходят еще девчонки — после работы плетут сети.
Традиции помощи у наших соотечественников так сильны потому, что почти в каждой семье есть своя история, связанная с Великой Отечественной войной. Кто-то из волонтеров показывает письма, которые сейчас хранят как семейную реликвию. Кому-то об этой войне рассказывали родные. А для кого-то это воспоминания из детства.
— Что меня заставляет дальше помогать — это то, что я сама пережила во время войны, — рассказывает волонтер Зинаида Куркалова. — Нашу станцию очень сильно бомбили. Я считаю, если мы будем сейчас помогать друг другу так же, как тогда — в годы Великой Отечественной войны, то победа будет за нами.
Волонтеры относятся к ребятам на СВО и в госпиталях, по сути, незнакомым людям, как к родным. Чувствуется и искреннее желание помочь, и забота о них, потому что там далеко — их близкие.
— Когда начинаю думать о фронте — то до слез. Потому что там сейчас наши ребята. Им трудно, им надо помочь. Просто сделать для них все, что мы можем. Там наши мальчишки. Там мои мальчишки, мои, — подчеркивает Елена Франзен. — И все, что мы для них делаем… Хоть одну жизнь спасем, хоть кого-то спасем от тяжелого ранения — и нам будет легче, нам будет лучше…
Весточка с Родины
«Им нужны вот эти ниточки из дома», — говорят волонтеры. Ниточки из дома — так они называют те вещи, что бережно собирают и передают в зону СВО.
— Ребятам надо много всего, а самое главное — нужна теплота, — считает Алла Олейникова. — Поэтому детям обязательно надо писать фронтовые письма, бойцы их действительно читают и бережно хранят. Все, что мы передаем — нужно и важно. И им не столько важны сами эти полотенца, сколько то, что это предали именно из Пущино — с их родины.
Сын Аллы Геннадьевны Дима поделился тем, как тронуло его письмо школьника. Когда подарок маленький, а поддержка — большая.
— Дима еще под Бахмутом сказал: «Мам, мне попалось письмо мальчика, но не было обратного адреса, я бы к нему приехал, я бы хотел ему ответить».
Волонтеры помогают везде: не только в родных для бойцов краях, но и там, на месте боевых действий. Как рассказывает Алла Геннадьевна, люди, несмотря на постоянные обстрелы, находят силы поддержать наших ребят не только теплом души, но и теплом домашнего обеда. Кто-то починит машину, а кто-то пустит переночевать.
Волонтеры сегодня — это огромное движение, которое объединяет всю нашу страну. Но несмотря на глобальность, для пущинских активистов эта организация — место, где всегда можно найти поддержку, а отношения — буквально семейные. Друг друга они считают близкими людьми, а волонтерскую деятельность — образом жизни.