Самой известной серпуховской мототрассе исполнилось тридцать лет

На мототрассе в Васильевском воспитывают будущих чемпионов

Трасса в Васильевском сегодня состоит из трёх частей: суперкросс - 800 м, классический мотокросс - 1700 м и эндуро-трасса - 5 км. Почти 8 километров сложных подъёмов, спусков, поворотов и трамплинов.

На мототрассе в Васильевском воспитывают будущих чемпионов

Серпуховский исток

История мотоциклетного спорта в Серпухове началась в 30-х годах прошлого века. По воспоминаниям члена Исполкома Национальной российской мотоциклетной федерации Владимира Николаевича Потапова, опубликованным в ряде СМИ, первая в Серпухове мотогонка – линейная, с ходу на один километр - состоялась летом 1936 года. Судил её прославленный советский лётчик Валерий Чкалов. Старт гонки был в Новых Кузьменках, а финишировали в Волосове.

Уже в 1939 году Серпухов стал ещё и одним из центров выпуска отечественных мотоциклов. Сюда из Подольска перевели производство лёгкого мотоцикла марки МЛ-3 со 125-кубовым двухтактным мотором. Это одна из первых в Советском Союзе двухколёсных машин, созданная для личного пользования.

В 1942 году, в Серпухове начало работу Ведущее конструкторское Бюро (ВКБ). Его сотрудники, под руководством Всеволода Вячеславовича Рогожина – известного конструктора, создателя мотоцикла ИЖ -7 - занимались изучением и ремонтом трофейных немецких мотоциклов, сборкой американских «Харлей-Дэвидсон» и «Индиан», поставлявшихся по ленд-лизу, а также доработкой моделей советского мотопрома.

в 1946 году ВКБ реорганизовано в ЦКЭБ - Центральное Конструкторско-Экспериментальное Бюро. Здесь уже плотно занялись разработкой чисто отечественных мотоциклов. Появляются типажи перспективной техники, проектируются новые конструкции и проводятся испытания. На мотозаводе изготавливаются как экспериментальные образцы, так и небольшие партии серийных мотоциклов.

Во Всероссийский научно-исследовательский институт – ВНИИМотопром - конструкторское бюро переросло в 1965 году, и Серпухов стал одним из ведущих в стране центров по разработке и выпуску мотоциклов. К сожалению, экономические бури последних десятилетий не пощадили уникальный научный и производственный потенциал института: в 2011 году ВНИИМотопром прекратил своё существование. Но память о нём сохранилась не только в воспоминаниях его сотрудников, но и в успешно функционирующей гоночной трассе на территории комплекса «Красные крылья» в деревне Васильевское.

Старт дан в 1942-м

Одновременно с созданием ВКБ в Серпухове силами сотрудников бюро и энтузиастов стали развиваться и мотоциклетные гонки. Первый старт состоялся в 1942 году. В гонках участвовали все, у кого на тот момент был мотоцикл. Судил соревнования Всеволод Рогожин – директор серпуховского ВКБ, судья всесоюзной категории (впоследствии - председатель Федерации мотоспорта Советского Союза). В середине 50-х годов в Серпухове уже был мощный мотоклуб, в котором воспитывались чемпионы.

Одним из первых серпуховских гонщиков, вошедших в историю мотоспорта, стал Станислав Кудинов. Он в 13 лет пришел работать в ВКБ слесарем-сборщиком трофейных машин. Станислав самостоятельно подготовил четырехтактный верхнеклапанный мотоцикл НСУ-250 и выиграл на ней в 1944 году кросс на первенство бронетанковых войск. В 1947 году Станислав, которому было всего 18 лет, стал чемпионом СССР. Впоследствии Станислав Кудинов вместе с Юрием Игнатьевичем Трофимцом руководил сборной страны. В те годы команда держала мировое первенство.

Начало ныне очень популярным гонкам на льду тоже было положено в Серпухове. Одним из родоначальников этих гонок был сотрудник завода «Металлист» Владимир Землянов. Лёд намораживали на стадионе «Спартак». Тогда там и на стадионе «Труд» проводились зимние соревнования по мотоспорту.

В 1972 году во ВНИИМотопром создан спортивный отдел, работа которого полностью посвящена развитию мотоспорта в стране. Здесь были разработаны уникальные гоночные мотоциклы, ничем не уступавшие для того времени зарубежным аналогам.

Гоночная трасса располагалась на улице Новоткацкой в Серпухове. Просуществовала она до 1984 года. Потом, по указанию «сверху», её закрыли. А в 1989 году был выделен и оборудован участок рядом с деревней Васильевское, теперь известный как трасса «Красные Крылья».

Назад в будущее

Андрей Валентинович Спицын – человек, которого, без преувеличения, знают все любители мотоспорта в России. Он уже почти тридцать лет комментирует соревнования различного ранга. И он же, будучи сотрудником ВНИИМотопрома, стоял у истоков трассы в Васильевском. Вот его воспоминания о первых соревнованиях, прошедших сразу после открытия трассы:

«Ковыряясь в макулатуре, я нашёл-таки результаты мотокроссов с 1989, которые проводились на бывшей трассе ВНИИМотопрома. До 1985 года мотокроссы проходили на окраине г. Серпухова (р-н Новоткацкой) но по "многочисленным" просьбам " жителей эту трассу благополучно закрыли. Новый директор ВНИИМотопрома Олег Иванович Соколов решил это дело восстановить, выбить землю удалось только в районе. Открытие трассы приурочили к 650-летию Серпухова в 1989, оно прошло довольно бурно. Погода, правда, была неважная: дождь и грязь. Первоначально трасса напоминала эндуро (особый вид мотогонок, прим. ред.). Гонщики выезжали из леса и уезжали в него. Постепенно лес рубили, и трасса становилась зрелищнее. Неудачная получилась и стартовая машина собственной конструкции. Во-первых, она была узкая: на 36 ячеек, а во-вторых - длинная: метра два голого бетона! Коляски на старте почти уничтожали заднюю покрышку. В 1989 комментировал Владимир Карнеев, а меня подтянули к этому делу через год в 1990-м. Владимир Иванович ещё бывал у нас пару раз, последний году в 1996-97. После 1997 года был перерыв до 1999 и последний раз «Мотопром» проводил кросс в 2002 году. А кто такой был Рогожин? Можно не знать кто такой ВНИИМотопром, но не знать Рогожина сложно. После войны у нас появились Иж-49, «Кака-Макака» (так называли мотоциклы производства Ковровского и Московского мотозаводов, прим. ред.), Москвич-400 (401) и т. д. Вывозом всего этого добра из поверженной Германии командовал рыжий майор, который потом и в ГДР предпочитал по этому поводу не ездить, это он и был...»

Трасса в Васильевском сегодня состоит из трёх частей: суперкросс - 800 м, классический мотокросс - 1700 м и эндуро-трасса - 5 км. Почти 8 километров сложных подъёмов, спусков, поворотов и трамплинов. К сожалению, профессиональная команда, которая тренировалась здесь, распалась в 2007 году. Но уже в 2008 году открылась детская мотоспортивная школа, возглавил которую Дмитрий Сергеевич Семенков. Накануне юбилея трассы мы поговорили с ним о том, чем сейчас живёт школа.

- У нас занимается порядка сорока ребят разного возраста. Две группы – начальная и учебно-тренировочная и ещё группа спортивного мастерства из 5 человек. Есть у нас и совсем маленькие воспитанники – шестилетки. Но они, конечно, на «взрослые» машины не садятся, у них своя техника – маленькие велосипеды и мини-мотоциклы. Мы их знакомим с техническим устройством машин, даём возможность попробовать себя на тренажёрах, - рассказывает Дмитрий Семенков. – Тренируемся мы в любую погоду. Когда ясно – на улице. В дождь или снег – в зале, на тренажёрах. Активно принимаем участие в различных соревнованиях и успешно занимаем призовые места. Школа у нас бесплатная, но, вполне естественно, что помогают родители, есть спонсоры. Спорт не самый дешёвый: нужна специальная экипировка, постоянный уход за машинами, трассой. Бывший Глава администрации городского округа Дмитрий Жариков увидел в нас хорошую перспективу. История Серпухова богата чемпионами в мотоспорте, и мы хотим сохранить эти традиции. Так что надеемся  на поддержку нового Главы - Юлии Олеговны Купецкой. Для мальчишек и девчонок, что занимаются у нас, это очень важно. По приезду команды с финала чемпионата России, который проходит в Коврове и Красном-на-Волге, мы будем готовиться к соревнованиям, посвящённым юбилею трассы в Васильевском. Ждём всех желающих поболеть за наших спортсменов!

Мотоспорт в Серпухове не только жив, но и активно развивается благодаря энтузиастам. В мае текущего года, после долгого перерыва, проводились старты на Кубок Главы города. Трасса в Васильевском не простаивает, «взращивая» будущих чемпионов. Здесь проводятся зрелищные соревнования, собирающие большое количество зрителей не только из Серпухова, но и других регионов. И верится, что юные серпуховичи, которые связали свою спортивную жизнь с мотоциклом, достойно идут на смену выдающимся, в полном смысле этого слова, мотогонщикам, таким как Александр Орлов, Алексей Мельников, Юрий Матвеев, Пётр Квасов, Геннадий Иванов, Константин Матюшин, братья Кирюхины и Седовы, прославившим Советский Союз и Россию. Можно сказать, что будущее мотоспорта в его славном прошлом.

Фото из личных архивов А. В. Спицына и Д. С. Семенкова

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 11 сентября 2019

Заголовок в газете: Три десятилетия на высокой скорости

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру