В Серпухове открыли Федерацию кикбоксинга

В спортивной жизни Серпухова в этом году произошло знаковое событие: открытие Федерации кикбоксинга. По словам ее президента Владимира Скворцова, этот вид спорта долго не приживался в Серпухове. Однако сейчас кикбоксинг идет на подъем. Все больше начинающих спортсменов с горящими глазами приходят в секцию и учатся бороться, преодолевать преграды и узнавать цену побед.

В Серпухове открыли Федерацию кикбоксинга
Тренировка в разгаре. Фото из личного архива Владимира Скворцова.

Делали кимоно из школьной формы

— Владимир, помните, как все начиналось: как пришли в спорт?

— Начал заниматься спортом с 10 лет — в советские времена все было бесплатно. Первая секция — дзюдо. Купить кимоно — сложно и дорого. Но была прочная школьная форма. Обрезали рукава, пуговицы, делали подобие пояса. Тренер разрешал месяц так позаниматься, потом все же надо было покупать кимоно. У моей семьи такой возможности не было. А сильным хотелось быть. Поэтому перешел заниматься боксом в «Олимп» на Ногинке: ничего не надо, все бесплатно. Юрий Петрович Шведов и Сергей Александрович Абрамкин — первые тренеры. Потом сняли запрет с каратэ, и я стал заниматься этим видом спорта.

— Кто или что вдохновляло на тренировки?

— Видеофильмы — Брюс Ли, Ван Дамм, Чак Норрис, Джеки Чан — они нас и вдохновляли. Достаточно было посмотреть ленту, как тут же возникало желание пойти на тренировку — мы собирались и шли в бор.

Владимир Скворцов. Фото из личного архива.

«Умудрялись тренироваться даже на войне»

— Когда Вы пошли в армию, то попали в Чечню… В экстремальных условиях спорт помог?

— Из восемнадцати месяцев службы десять был «на выезде» в Чеченской республике. Воевал в спецподразделении внутренних войск «Аллигатор». Но даже там мы тренировались. С нами ездил «ЗИЛ», загруженный железом и мешками. Сначала делали расположение, окопы, и сразу после устанавливали спортгородок, умудрялись тренироваться даже на войне.

— После возвращения к мирной жизни, в середине девяностых, осталось время на единоборства?

— Когда пришли из армии, в ракетном училище был майор Олег Николаевич Долженко — он здорово развивал армейский рукопашный бой. И был парень Андрей Крещук — приехал учиться из Украины. И еще параллельно развивал кикбоксинг. Я присоединился, думал, что буду тренироваться для себя. А Андрей был грамотный тренер и хороший психолог, постепенно выводил меня на новые уровни. Бегали кроссы по 15 км — словом, втянулся, стал ездить на «открытые ринги» по кикбоксингу. На первом выезде соперник меня разбил, но я понял, что мог бы выиграть. С этого все и началось. Стали ездить по «открытым рингам», участвовали в Чемпионатах вооруженных сил России. А потом… Тяжелые 90‑е, Андрей уехал в Москву. Секцию закрыл. Хороших ребят, в числе которых был Дмитрий Чудинов, передал Алексею Галееву. И на этом, по сути, все закончилось.

— Или только началось?

— Наверное, перешло к новому этапу. Стали тренироваться на стадионе «Старт» три раза в неделю. Приезжали все желающие, абсолютно разные люди: от спецназовцев до сантехников — все, кто неравнодушен к спорту. Иногда было столько желающих, что не хватало снарядов, чтобы придумать упражнения для каждого в нашем спортзале на свежем воздухе.

Но в какой-то момент активные тренировки пришлось прекратить. Не выдержало сердце. Не восстановился до конца после болезни, инфекция дала осложнение. Просыпался с давлением 160. Восстанавливался два года с помощью ходьбы.

Подтолкнули высшие силы

— Даже с такой физподготовкой надорвали здоровье?

— Думаю, что это высшие силы таким образом подтолкнули меня. Без спорта я не могу. И вдруг поступил звонок — предложили стать тренером в клубе «Атлетика». Я засомневался — был колоссальный опыт, но не было «корочки». Договорились с руководством, что я пойду учиться. И понял, это мое! На тот момент мне было чуть больше сорока — получается, именно в этом возрасте, что называется, нашел себя. Да, с детьми тяжело, но когда видишь результат своей работы — это бесценно. Хочу посвятить оставшуюся жизнь тренерской работе. Сейчас я дипломированный педагог и тренер.

Фото из личного архива Владимира Скворцова.

— Что делают ребята на тренировках?

— На стадионе «Старт» летом подтягивали ОФП. Все заточено на то, чтобы набрать форму. Бегаем, занимаемся круговыми тренировками и, конечно, не забываем боксировать. Занятия в клубе — это двухчасовая тренировка. Минут 30–40 — хорошая разминка, потом — растяжка, далее — школа бокса перед зеркалами. А потом надеваем экипировку и начинаем делать отработку. А в конце у ребят бои: заходят в ринг и бьются между собой.

— Приоткройте секреты теории: что главное в кикбоксинге?

— В кикбоксинге самое главное — работа ног. Чтобы они двигались, были сильными. Все остальное придет. Ударить всегда сможете.

Фото из личного архива Владимира Скворцова.

— Есть ли ограничения — мальчикам можно, а девочкам нет?

— В этом смысле ограничений нет. Скажу больше — моя супруга занимается кикбоксингом. Говорит: «Пришел, значит занимайся на равных. В кикбоксинге пола нет». Когда тренирую девочек, естественно, смотрю на уровень подготовки: кто-то работает легче, другие — в полный контакт.

— В каком возрасте идеально начинать заниматься кикбоксингом?

— Я набираю группу с 7 лет. Пробовал заниматься с детьми помладше. С ними надо тренироваться меньше по времени, все в игровой форме — чисто для общего развития. Маленьких детей тяжело сфокусировать. А заставлять — я категорически против. Негатив останется в подсознании надолго.

— Какие у вас «фишки» в общении с детьми? Есть «личные» кнуты и пряники?

— С детьми нужно пошутить, где-то перевести в игру, но без строгости никуда. Кстати, заметил, что в разных городах дети отличаются. В Протвино беда с дисциплиной — год бьюсь. В Серпухове с детьми можем и пошутить, но если что — мой серьезный настрой они ловят тут же.

«Вы отдаете себе отчет, куда привели ребенка?»

— Кикбоксинг считают одним из самых травмоопасных видов спорта…

— С этим я могу поспорить. Скажу из своей практики: большая редкость, чтобы кто-то получил травму на тренировке или на соревнованиях. Самокат и футбол — гораздо более травмоопасные занятия, нежели кикбоксинг. Конечно, синяки и шишки — наше все, без этого никуда, поскольку это ударный вид единоборств. Особенно когда ребята только начинают и не знают многих нюансов.

Честно говоря, некоторые родители вообще не осознают, куда приводят ребенка. Были разные истории: однажды на тренировке девочка в спарринге саданула мальчику, казалось бы, что такого… Но этот случай чуть не дошел до прокуратуры. Есть и такие родители. Сейчас, когда приводят детей заниматься, я начинаю с вопроса: «Вы отдаете себе отчет, куда привели ребенка?». Далее следует ликбез о контактных видах единоборств, где бьют ногами в голову и это нормально. Но большинство родителей, конечно, адекватные и все прекрасно понимают.

— Что нужно, чтобы заниматься кикбоксингом — упорство, настрой?

— Огромное желание! У меня занимается Назар Гагарин, ему 12 лет. Не проходив и года на тренировки, он поедет на областные соревнования. А все почему? Потому что пришел с большим желанием! Он начинает пахать с разминки, с первого упражнения. Парень понимает, зачем пришел. Многие сачкуют, а он впахивает. И получает результат! Через четыре месяца после начала тренировок он поехал на свой первый открытый ринг. Проиграл, но бился очень достойно. Перспективы большие — это уже очевидно.

— Столь юные «заряженные» бойцы — это скорее исключение?

— Таких ребят сейчас, к сожалению, мало. Для меня было шоком, когда увидел, что детей заставляют тренироваться родители. «Либо занимаешься, либо конфискуем телефон» — дико было слышать. Безусловно, есть те, кто приходит сам. Вспоминаю себя в их возрасте: нас выгоняли с тренировок, а мы бегали, чтобы взяли обратно… Времена меняются.
Но тем не менее уникумы есть — и это радует. Например, семилетний Богдан Евсиков. С шести лет впахивает на занятиях. Глаза горят, вкладывается в каждое упражнение. Это тот случай, когда родители направили, а парень «поймал волну». Тоже планирую отправить его на первые соревнования.

— Насколько это сложно — обучать детей искусству боя?

— С детьми сложно, но интересно. У многих рассеяно внимание и самое непростое — его сфокусировать. А как? Заинтересовать! Стараюсь где-то пошутить, а замотивировать пытаюсь примерами.

Рассказываю истории из жизни, которые происходили на моих глазах. Например, человека ранили. Вытащить его не могут — сплошной огонь. Подбегают двое, их прикрывают ребята — а это секунды, надо успеть. Раненый сам по себе тяжелый, плюс в бронежилете и с полным боекомплектом, но всю жизнь занимался спортом. Ему сказали ребята, чтобы он держался за них всеми силами, а они потянут. Его спасли, а по сути, он вытащил сам себя. Потому что занимался спортом, руки сильные. Да, может это пригодится только раз в жизни, но в данном случае это и спасло ему жизнь. И таких случаев много…

— Мотивацию вкладываете примерами из жизни. У взрослых мурашки после таких рассказов… А как ребята реагируют?

— Скажу честно: по-разному. У кого-то «метель в глазах», в одно ухо влетело, в другое вылетело. А кто-то сидит с открытым ртом, и родители потом рассказывают, насколько ребенок впечатлился. Если чувствую, что надо «прокачать» теорию, останавливаю тренировку, рассаживаю детей кружком. Потом говорю родителям: «Сегодня такая тренировка»… А они отвечают, что сами с удовольствием слушали за дверью (смеется).

«Только набираем обороты»

— Чем хорош кикбоксинг?

— Это очень энергозатратный вид спорта. К нам приходят не только дети. Была ситуация, когда девушке надоело «тягать железо» в тренажерке и она пришла заниматься кикбоксингом. Гибкость, растяжка, координация движений — работают все группы мышц. Она отзанималась год и начала так нормально бить, что мужчины подходили ко мне и просили: «Владимир Владимирович, скажи, чтобы полегче била, а то все ноги уже в синяках». За год набрала форму, и если бы было желание, могла поехать и на соревнования. А пришла просто на интерес. «Потолка» по возрасту в кикбоксинге нет. На официальные соревнования можно ездить до 41 года.

Фото из личного архива Владимира Скворцова.

— Можно ли сказать, что интерес к кикбоксингу в Серпухове сейчас на подъеме?

— Кикбоксинг никогда в Серпухове не приживался. Но даже когда я не думал о тренерской работе, в самых смелых мечтах было развить кикбоксинг в нашем городе. Сейчас есть огромное желание: чтобы Серпухов прогремел на мировом уровне! Поэтому открыта Федерация. Для этого есть все предпосылки: все больше ребят хотят заниматься. Например, недавно только за один день записались пять человек. Сейчас тренирую группы с 7 до 14 лет и с 14 до бесконечности. Работаю в двух городах — Серпухове и Протвино.

— В боевых искусствах важен талант?
 

— Есть такое мнение, что чем талантливее спортсмен, тем быстрее он уйдет. Потому что ему все легко дается и становится скучно. А трудяги добиваются всего сами и знают цену побед.

Фото из личного архива Владимира Скворцова.

— Что чувствуете, когда видите своих воспитанников на ринге?

— За них горишь и переживаешь так, что не передать! Как говорят: «Когда спорт-смен выигрывает, это выигрывает спорт-смен. Когда спортсмен проигрывает, это проигрывает тренер». Хотя я понимаю, что мы только набираем обороты. Учу, что поражения на соревнованиях — это опыт. Все воспринимают проигрыши по-разному. С каждым беседую, говорю, что без поражений нет побед. Психологическая подготовка — обязательная составляющая. После проигрышей многие перегорают, и чтобы такого не происходило, в голове должно быть все по полочкам. И это — часть большой работы тренера.

— А есть момент, когда «перещелкивает», и тренировка перестает восприниматься как «обязаловка»?

— Я сам был такой же. Помню, что тренер отвернулся — ты не делаешь. Тренер сказал двадцать приседаний — ты делаешь десять. Но я четко запомнил тот момент, когда у меня «перещелкнуло» и я начал тренироваться. Первый год сачковал — вместе со своим приятелем. Потом ему вырезали аппендицит, он пропал… А когда вернулся, отходил в сторону и реально тренировался. Нас, бездельников, сторонился — просто впахивал. И у меня вдруг щелкнуло в голове: почему же я так не делаю? И после этого момента включился и начал тренироваться. Хочется, чтобы ребята тоже к этому пришли. Говорю на тренировках: «У нас тут останутся только мужики, бойцы, воины! Остальные будут уходить».

— Как относитесь к слезам?

— На днях была история: одному парню «пробили» ногу. Говорю ему: «Это нормально! Эти слезы не постыдны. Больно, обидно — я все понимаю. Но главное, чтобы ты пришел на следующую тренировку, пересилил себя». И всегда напоминаю им девиз спецназа: «Победишь себя — будешь непобедимым». И это не громкие слова. Порой встать с кровати и сделать зарядку — уже победа.

— Кикбоксинг — спорт смелых?

— Когда спрашиваю у ребят: «Вы знаете, кто такой смелый человек?». Отвечают: «Да, это тот, кто ничего не боится!». Приходится объяснять, что ничего не боится только дурак. Смелый — тот, кто боится, но идет и делает.

 

Настя Строева, 17 лет:

- До кикбоксинга я занималась плаванием, гимнастикой, танцами, большим и настольным теннисом, боксом… На тренировки в клуб меня позвал друг. Понравилось отношение тренера, а решающим обстоятельством стал дружный коллектив. После занятий появилась уверенность в себе, даже в темное время суток уже не так страшно ходить по улицам. Самое сложное для меня — прыгать на скакалке, не люблю я это. Постоянно об нее спотыкаюсь. Хотя она у меня красивая, розовая (смеется). Отработка приемов нравится больше. Надеюсь, что у меня получится заниматься спортом и дальше, несмотря на учебу и работу. Хотя кикбоксинг для меня больше хобби, планов стать профессиональным борцом нет. Думаю, тренировки заменяют сеанс у психотерапевта, классно снимают напряжение.

 Никита Чуканов, 17 лет

- Как я пришел на занятия? Лежал на диване, листал ленту «Вконтакте». Увидел объявление о наборе в секцию по кикбоксингу и подумал: «А почему бы и нет?». Сразу понравилась атмосфера, компания и, конечно, тренер. Я освоил ударную технику ногой — в простонародье «вертушку». Самое сложное на занятиях — повторить за тренером ударную технику, понять, как это делается. А самое интересное — отработка техники «в парах» — с соперником, который может дать сдачи. Сейчас учусь на третьем курсе в Губернском колледже на учителя физкультуры. А занятия в секции — это бесценный опыт, который впоследствии передам своим будущим ученикам.
 
Егор Строев,11 лет:

- Мне нравится заниматься кикбоксингом в клубе «М-kik». Друзья появились уже на первой тренировке. Раньше занимался каратэ, но как вид спорта это боевое искусство мне не понравилось. Там было больше «показной» части, чем спаррингов. А мне хотелось драться. Хотя спарринги в кикбоксинге — самое сложное, но вместе с тем и самое интересное. Не знаешь, чего ожидать от соперника, приходится полагаться только на свою реакцию. Здесь я могу проявить мастерство, чтобы выкрутиться из сложной ситуации. Времени думать нет, нужно действовать. Перед спаррингами тренируемся на груше — отрабатываем силу удара и технику. В будущем хочу закончить школу и стать программистом. Понимаю, что это сидячий образ жизни, а кикбоксинг поможет оставаться в хорошей физической форме. 30 сентября поеду на областные соревнования, и очень хотелось бы войти в тройку лучших!
 
Игорь Волков, 8 лет

- Год назад папа привел меня на пробную тренировку. Мне понравилось, и я остался. Люблю изучать новые удары, особенно ногами. Самое сложное для меня — разминка. Люблю, когда тренер рассказывает про то, как он раньше занимался и участвовал в соревнованиях. Когда вырасту, хочу стать археологом, раскапывать древние города и находить рукописи. Уверен, что с помощью кикбоксинга смогу быть сильнее и выносливее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2022

Заголовок в газете: «Победишь себя - будешь непобедимым»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру