Взгляд эксперта на прошлое и настоящее мотоциклетного спорта в Серпухове

Серпухов обладает богатейшей историей работы клубов по техническим видам спорта. Одно из таких направлений — мотоспорт. О традициях и сегодняшнем дне этого увлекательного занятия  мы поговорили с председателем Московского областного отделения Национальной Российской мотоциклетной федерации Владимиром Потаповым.

Взгляд эксперта на прошлое и настоящее мотоциклетного спорта в Серпухове
За рулем - Геннадий Ковшов, колясочник - вячеслав Седов. Фото предоставлено Владимиром Потаповым.

Механик, инженер и конструктор в одном лице

— Владимир Николаевич, каким, на Ваш взгляд, должен быть спортсмен-мотогонщик?

— Я считаю вообще всех спортсменов продвинутыми людьми, а тех, кто занимается техническими видами спорта, самыми интеллектуально развитыми. Что такое мотоспорт, например? Гонщик, кроме общей физической формы и хорошего мастерства владения мотоциклом, должен не только досконально знать технику, на которой он выступает, но и быть участником процесса ее совершенствования.

На то и технические виды спорта, что мотогонщик является в одном лице и механиком, и инженером, и конструктором.

Владимир Николаевич Потапов. Фото МК в Серпухове.

— Когда мотоспорт начал развиваться на серпуховской земле?

— Мотоспорт в Московской области зарождался в 30‑е годы прошлого века. И Серпухов вместе с Подольском были точками роста. Первые крупные соревнования по линейным скоростным гонкам состоялись в Серпухове в 1936 году: Чемпионат СССР. Сохранилась фотография, на которой участники соревнований выстроились на фоне здания Горсовета по улице Советской.

От деревни Новые Кузьменки до деревни Волосово, по всей трассе соревнований, стояли жители окрестных населенных пунктов, следили, чтобы лоси не выходили на дорогу. По рассказам очевидцев, работники фабрики поселка Пролетарский кормили всех участников и зрителей пончиками.

Главным судьей соревнований был легендарный Валерий Павлович Чкалов. В этот период он находился в Серпухове и занимался в базирующейся во Владычной слободе Летной школе проблемами авиационного бомбометания.

Минимокики - маленькие мотоциклы, которые делали в СССР. Молодые спортсмены в колонне ВНИИМотопром на демонстрации в Серпухове в 70-е годы. Фото предоставлено Владимиром Потаповым.

Важной вехой развития мотоспорта стал приезд в начале Великой Отечественной войны из Ижевска специалистов по мотопроизводству во главе с известным конструктором, создателем мотоцикла ИЖ‑7 Всеволодом Вячеславовичем Рогожиным для организации ремонта поврежденной техники, трофейных немецких мотоциклов. Было создано ВКБ (Ведущее конструкторское бюро).

Моментом создания в Серпухове мотоклуба считается 1947 год. ДОСААФ тогда возглавил технические виды спорта.

— Кто из спортсменов-серпуховичей известен на уровне СССР?

— Станислав Кудинов в 60‑е годы стал руководителем сборной СССР. А начинал свою спортивную карьеру еще подростком, когда пришел на работу в ВКБ слесарем-сборщиком. Он на мотоцикле собственной сборки выиграл первенство бронетанковых войск. Стал чемпионом СССР, когда ему только исполнилось 18 лет.

Одним из первых титулованных спортсменов — серпуховичей стал Александр Федорович Карпов, участник Чемпионатов СССР, член сборной СССР, выезжавший на соревнования за рубеж. Евгений Токаев становился чемпионом СССР. В Серпухове вырос Юрий Матвеев, член сборной СССР по мотокроссу. Виктор Шарашкин, выступавший на мотоцикле с коляской. Братья Кирюхины — новое поколение гонщиков, участники чемпионатов. Александр Орлов, сотрудник ЦКБ, выдающийся гонщик. Можно много еще имен назвать.

Когда ВКБ преобразовали в Центральное конструкторское экспериментальное бюро, перед разработчиками стояли задачи создания новых моделей отечественных мотоциклов. Экспериментальные образцы изготавливались и проходили испытания не только на трассах в СССР, но и за рубежом.

Когда конструкторское бюро преобразовали во ВНИИ Мотопром — Всесоюзный научно-исследовательский институт, наш город стал одним из ведущих в стране центров по разработке и выпуску мотоциклов. Был создан отдел, который занимался спортивными моделями, и наши гонщики выступали на международных соревнованиях.

«К нам съезжался весь цвет мотоспорта»

— Мотогонки на льду — это для Серпухова особый вид?

— На стадионе «Труд» в нашем городе в начале 70‑х годов прошлого века организовывались Чемпионаты Советского Союза по мотогонкам на льду. К нам съезжался весь цвет мотоспорта. Соревнования такого уровня подразумевали и соответствующий состав судейской коллегии.
К сожалению, в 1975 году на Первенстве СССР во время одного из заездов гонщик не смог удержать мотоцикл, и его вынесло на трибуну. Погибли люди. Эта трагедия привела к тому, что Серпухов перестали рассматривать в качестве претендента на проведение подобных чемпионатов. Серпухович Владимир Землянов, сотрудник завода «Металлист», стал одним из родоначальников гонок на льду в стране.

— А какие соревнования проводили на стадионе «Локомотив»?

— «Локомотив» стал эксплуатироваться как стадион для технических видов спорта. Его вообще приспособили для проведения трековых гонок на мотоциклах. На поле была соответствующая трасса, заградительная сетка. Соревнования проходили высокого уровня.

У меня с «Локомотивом» связаны очень яркие воспоминания. Мне посчастливилось выйти в одном заезде с чемпионом Европы Валерием Клементьевым. Больше скажу, я в этом заезде победил. Хотя я еще только начинал. Правда, у меня было много «помощников». Первый — дождь, который значительно испортил трек. И еще очень важный — на трибуне за меня болели наши девчонки, мои друзья! Как же я мог оплошать!

Выступал Клементьев на одном из моих мотоциклов, который сам выбрал перед соревнованиями.
От подростков до ветеранов

— Традиции славные, а как они сегодня продолжаются?

— Считаю, что сейчас идет подъем интереса к этому виду спорта. Если говорить о возрасте спортсменов, то диапазон широкий: от подростков до ветеранов. Например, у нас есть сегодня шесть экипажей, прекрасно подготовленных, для участия в соревнованиях мотоциклов с коляской. Я бы еще добавил, что три — на подходе. Для сравнения, в Москве такого уровня спортсменов — только четыре экипажа.

Должен сказать, что этот вид в Серпухове был всегда представлен сильными участниками. Для примера могу назвать Геннадия Кордюкова и Николая Кургузова, которые сегодня являются ведущими спорт-сменами. Или Роман Зеков, выступающий в группе молодых ветеранов (возраст от 40 лет). Он, даже соревнуясь с молодыми, показывает хорошие результаты.
Квадроциклы тоже есть в нашем «багаже». Михаил Толкачев — один из лучших гонщиков страны, он руководит клубом «Старт» в Серпухове. В ДОСААФ есть секция по мотоспорту.

— От чего зависит будущее мотоспорта в нашем городском округе?

— Нужно понимать, что заниматься мотоспортом сегодня может себе позволить человек, конечно, обеспеченный. Но еще и энтузиаст. Мотоцикл — дорогое удовольствие, даже притом, что его содержание и техническое обслуживание производит сам спортсмен.

Участие в соревнованиях — тоже затратная статья. Поэтому наши спортсмены не выезжают на турниры, которые проводятся на большом отдалении от Серпухова.

Наше спортивное сообщество сплоченное, дружеские отношения поддерживаем с другими муниципалитетами. С техническим обслуживанием вопросы решаются. А вот трассы, достойной принять представительные соревнования, в нашем городском округе, увы, сегодня нет.
Мы прибегаем к помощи соседей. Проводим тренировки в Чехове, когда там нет соревнований, и в Протвино.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 14 сентября 2022

Заголовок в газете: «Самые продвинутые спортсмены – мотогонщики»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру