Дорогами вятичей и купцов

Прогуляемся по историческому берегу Протвы

Спросите любого протвинца, что он считает символом города. Конечно, мельницу. Хоть и расположена она на другом берегу Протвы, в Калужской области, но жители наукограда считают ее своей. О других достопримечательностях в окрестностях мельницы известно гораздо меньше. Восполним этот пробел.

Прогуляемся по историческому берегу Протвы
Мельница в Юрятино

Наш маршрут начинается от автостанции Протвино. По тихой улице старого города мы идем вниз к Протве. До боли знакомые с детства места: слева стадион, справа военный мемориал. К юбилею Победы его очень хорошо отреставрировали. Укрепили окопы, установили ряд военной техники. Пушку покрасили в яркий зеленый цвет. Всюду чисто, красиво. Глаз радуется. Впереди вьется грунтовая дорога к подвесному мосту. Лет тридцать назад эта водная переправа едва держалась на канатах. Перебираться на другую сторону приходилось, прыгая с доски на доску, зажмурившись от ужаса. Теперь мост починили, но ходить по нему все равно волнительно.

Направо вдоль берега Протвы идем луговыми дорогами к мельнице, что на краю деревни Юрятино. Ее внушительные руины красного кирпича заметны издалека. Это самый главный памятник в округе, и по праву служит своеобразной визитной карточкой Протвино, отдавая молодому городу частичку своей загадочной купеческой славы.

Мельница многократно описана в литературе, но несколько хаотично. Самые полные сведения о ней собрал в своей книге «Достопримечательности Протвино и его окрестностей» Александр Лаврентьев. К слову сказать, он собственной персоной и служит нашим провожатым в этом маленьком путешествии.

Мельница

Впервые деревянная мельница в Юрятино упоминается в 1786 году. Она располагалась посреди Протвы, имела турбину. В этом месте реки и сейчас видны пороги, деревянные колья, оставшиеся с тех времен. В конце XIX века купцы Бобровы выстроили новое здание мельницы — пятиэтажное каменное. Автором проекта был Владислав Груздин, городской архитектор Серпухова. Высота мельницы составляла 25 метров, ширина стен — до 130 см. Цемент замешивали в то время на яичных белках. Наверное, оттого до сих пор и стоит здание.

Мельница Бобровых стала важным экономическим центром Тарусского уезда. На ней трудились 40 человек, а муку продавали в Москву и по всей губернии. После революции мельницу национализировали и она продолжала работу. Трагический эпизод в ее истории связан с Великой Отечественной. Зимой 1941 года немцы подходили к Москве. Они заняли Юрятино, и увидев здание мельницы, дали по нему залп из минометов. Верхние этажи рухнули. Враги разместили в здании наблюдательный пункт. На другом берегу Протвы были наши. Они обстреливали немецкие позиции из «катюш», но к счастью, не попали в мельницу. Освободили ее от немцев 17 декабря 1941 года.

После войны мельница работала, потому что ее механизмы уцелели. С ее помощью даже вырабатывали электричество для окрестных деревень. Когда провели линии электропередач, мельницу забросили. В 1953 году она уже представляла собой разграбленные руины. Не одно поколение протвинцев выросло рядом с мельницей, видя, как она постепенно приходит в упадок, и мечтая, чтобы в ней основали Дом отдыха.

Погост

Побродив по мельнице, мы идет вверх по склону, где проступают белые булыжники древнего тракта «Большая дорога Боровск — Серпухов». На скале давно обосновался СНТ «Протва-1», прямо на погосте Спас-Городец. При входе на дачи установлен крест в память об инженере Павле Голубицком, изобретателе телефонного аппарата, который был похоронен на погосте.

Мы идем к даче, построенной на месте разрушенного храма Преображения Господня. Так предполагает наш экскурсовод. Хозяин участка поведал ему, что при строительстве погреба нашел обтесанные камни, кирпичи и надгробные плиты. Самые любопытные находки он продал, а остальное раздает соседям для строительства, в доказательство чего — приличная куча камней перед домом.

Спас-Городец

А мы отправляемся дальше в сторону Кислино. Таинственный лес окружает нас. Мы ступаем по медному от листвы дну оврага. Внезапный окрик и приказ остановиться. Бородатые воины берут нас под стражу и ведут вверх по склону к огромным деревянным воротам. За ними находится сторожевая крепость Спас-Городец Оболенского княжества.

Все это, конечно, игра нашего воображения. Никакой крепости на холмах нет. Но она была. Историки знают о существовании здесь укрепления, начиная с XI века. А находки керамики свидетельствуют, что место было населено еще раньше — в железном веке народами мощинской культуры. Известно, что мощинцы строили укрепленные городища, а умерших сжигали и хоронили в курганах. Пришедшие им на смену вятичи немало наследовали от культуры мощинцев.

Сейчас кислинские склоны, не одно столетие державшие на своих плечах крепость, зарастают лесом. Их тревожат только дачники и байкеры, которые устраивают здесь экстремальные гонки на горных велосипедах.

Кислино

Наш путь лежит на окраину Кислино, к даче местного жителя Юрия, интересующегося историей края. Он встречает нас и показывает на груду светлых плит. Это все, что удалось забрать у владельца участка, того самого, что нашел фундамент храма Спас-Городец. Среди камней видна часть могильной плиты с древнеславянскими символами. Юрий рассказывает, что он часто прогуливается по полю в поисках артефактов. У него дома большая коллекция черепков, стеклянных осколков и металлических предметов. Из черной керамики удалось даже склеить почти целый горшок. Фотографии находок Юрий направил в археологический отдел Серпуховского историко-художественного музея в надежде, что специалисты установят возраст и археологическую культуру.

Он приносит нам ведро полное мелких предметов — керамики, ржавых длинных гвоздей, остатков изразцов и посуды. Мы с удовольствием роемся там, высматривая что-нибудь интересное. Вот, к примеру, осколок бутылочного дна из темного толстого стекла. На нем видны части надписей «МО» и «ЗАВМО» и «ВО». Юрий поведал, что на одной из дорог ему попалась керамическая крышка от коробочки. На ней он разобрал надпись на французском языке, которая оказалась адресом и указанием на принадлежность к французской академии наук. Поиск показал, что по адресу жил химик Пьер Пеллетье, первооткрыватель хинина — первого в мире лекарства от малярии. По всей видимости, Пеллетье держал аптеку, и кто-то приобрел там лекарства. Как фирменная упаковка из парижской аптеки попала в Кислино, можно только строить догадки.

Прямо на поле у деревни расположен курган. С дороги его можно и не заметить, если не знать о его существовании. Хотя насыпь довольно высокая, около 6 метров, но рельеф местности скрывает ее из виду. Курган нанесен на археологическую карту России, и вероятно, оставлен вятичями.

Курган представляет собой круглый холм, густо покрытый растительностью. На его склоне, обращенном к реке, растут несколько старых осин. Говорят, что на вершине стояла беседка, где местные баре пили чай и любовались закатами. Может так и было, вид с кургана действительно прекрасный, хоть и подпорчен изрядно линией электропередач и дачами. Протвино — как на ладони. Теперь в центре насыпи виднеется здоровенная траншея. Возможно, что в войну здесь окопались немцы и вели прицельный огонь по нашим позициям. Что и говорить, многое повидал курган на своем веку. Жаль, не может рассказать.

Напротив него, в пролеске, скрывается знаменитый кислинский водопад. Он сам по себе чудо из чудес для наших мест, а еще ухитрился стать самым высоким водопадом Калужской области. Его источником служит небольшая речушка, стекающая с высокой речной трассы. Оползень почвенного слоя образовал здесь четырехметровый уступ, с которого довольно шустро падает вода. Вероятно водопаду не один десяток лет, потому что он смог пробить приличного размера овраг.

Новоселки и Ершово

На водопаде мы прощаемся с Юрием и отправляемся в Новоселки. По сравнению с Кислино, это настоящая деревня, где сохранились деревенские дома, и главная достопримечательность — дом тульского казначея. Архитектура его типична для русских селений: приземистое одноэтажное строение с двускатной крышей и летними сенями. А отделка дома необычна. Он оштукатурен и побелен, под кровлей сохранился лепной орнамент, изящные лепные наличники обрамляют окна. Стены украшены голубыми мозаичными панно. Издалека домик выглядит очень нарядно. Подойдя ближе, замечаешь, что он сильно пострадал от времени. Штукатурка осыпается, обнажая красный кирпич с отметинами от пулеметной очереди. Один из верхних углов отремонтирован: в него попал снаряд в войну. Все это Александру Лаврентьеву рассказал нынешний владелец дома.

Пройдя пару километров по Тарусской дороге, мы сворачиваем в деревню Ершово. На ее задворках в тени леса отыскиваем еще один водопад. Он не такой высокий как кислинский, но более «водопадистый» что ли, и оттого более живописный. Уступом ему служит замшелое обнажение известняков, образующее грот. Вокруг все покрыто густой зеленью, на самом обрыве растут деревья. Будто земля в этом месте решила зевнуть, да так и застыла в изумлении. Чуть левее, если пройти лесом, находится еще один водопад. Он тоже падает с известнякового уступа, а его источник — подземный ключ посреди дачного участка. Жаль, что водопад сильно захламлен мусором и бутылками. Будь владельцы чуточку предприимчивее, они смогли бы извлечь из достопримечательности пользу.

Мы покидаем влажный лес и выходим на поле. На его краю стоит одинокий развесистый дуб. Ему должно быть лет двести, судя по обхвату ствола. От дерева веет нечеловеческой мощью и спокойствием. Так бы и стояли под ним вечность, любуясь противоположным берегом Протвы. Но нас ждет последняя точка маршрута — село Троицкое, бывшая усадьба опальной княгини Екатерины Дашковой.

Троицкое

Со времен Дашковой кое-что сохранилось: храм Святой Троицы, великолепные ворота, флигель, обелиск и здание театра. А еще чудом выжила старая плотина. Она расположена за театром на берегу реки и скрыта густым лесом. Мы забираемся на ее стены и разглядываем железный механизм. В зарослях можно отыскать глубокий колодец и руины рукотворной террасы, укреплявшей берег под усадьбой. Под звон колоколов, доносящихся из восстановленной церкви, мы возвращаемся по мосту на другой берег.

В Кременки приходим к закату. Город расположен всего в 9 км от Протвино, а нам кажется, что прошла вечность. Мы побывали в железном веке и средневековье, окунулись в эпоху Екатерины Великой и дореволюционного купечества, повидали свидетельства Второй мировой. Все это сосредоточено на небольшой территории рядом с современным городом физиков, мечтающих разгадать загадки Вселенной.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: Дорогами вятичей и купцов

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру