Готовясь к очередному заседанию суда по поводу перерасчета за ГВС (тепловая энергия), анализирую все узнанное, понятое, расследованное. Начинать лучше от печки. Городские сети были построены еще в СССР. Судя по рассказам предков, советский человек вообще не задумывался о стоимости потребляемых коммунальных услуг. Забыл закрыть кран – не беда, ведь вся вода принадлежит народу и тебе, в том числе. В стране Советов коммуналка для конечного потребителя стоила столько, что никто не беспокоился по этому поводу. Пять рублей при доходе семьи в двести рублей? Ерунда.
С таким прицелом проектировали и строили коммунальную инфраструктуру. Зачем тянуть пять труб к каждому дому? Достаточно трех. На месте можно охладить перегретую воду, если это необходимо. Все это мелочи по сравнению со строительством светлого будущего.
Светлое будущее, как известно, не наступило. Мы пытаемся строить жизнь в капиталистической парадигме. А это означает, что за все надо платить и переплачивать.
Парадоксы температуры
Городские трубопроводы в Протвино принадлежат муниципалитету, а теплоснабжающая компания АО «Протэп» более чем наполовину находится в частных руках. Из этого вытекает противоречие, разрешить которое пытаются законодатели. Они разработали такие правила игры, чтобы любой собственник, кем бы он ни оказался, был вынужден приводить свое имущество в соответствие с требованиями. Как известно, наказывать при капитализме можно только одним. Отсутствием прибыли. А поощрять – ее ростом.
Давайте рассмотрим, что говорит закон по поводу горячей воды. Температура воды из крана должна быть от 60 до 75 градусов. Достаточно горячая, чтобы убить большинство бактерий, но руки не обваришь. Прекрасная норма. Давление в трубах должно быть от 3 до 6 атмосфер – чтобы вода текла, иначе зачем она вообще нужна? Отличный норматив. Санитарные требования тоже приветствуем, не отраву же подавать в жилые дома.
Разберемся, как платить за воду. Не так давно плату за горячую воду разделили на две составляющие. Это собственно вода и энергия на ее подогрев. Логика опять же соблюдена. Вода поступает из скважин, на это — одни расходы. Там, под землей, горячей воды нет. Ее надо подогреть, а значит, затратить газ, электричество, дрова или какой еще энергоноситель. Это совсем другие расходы.
Но как узнать, сколько энергии придется выработать для того, чтобы холодная вода стала горячей? Кажется, вопрос очень сложный. Но нет. Его изучают в 8-м классе общеобразовательной школы. Вспомним и мы, опираясь на постановление Правительства № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов…», где указана формула (23.1) расчета теплоты, и именно по ней предписано муниципалитетам рассчитывать и утверждать норматив расхода тепловой энергии на подогрев горячей воды.
Учтены в этом нормативе и потери тепла в полотенцесушителях, и разница температур, и коэффициенты теплоемкости, и даже то, что плотность воды при разных температурах меняется. Достаточно четкие правила. В принципе, когда горячая вода стоила 100 рублей за кубометр, все было то же самое, а теперь только детализировали. Расписали для пущей понятности. Не 100 рублей за куб воды, а 20 рублей за воду и 80 рублей за энергию, то есть часть средств пойдет на работу водокачки, часть — на труд кочегаров.
Три или пять?
Теперь мы подходим к самому интересному — к учету тепловой энергии. Ведь за окном XXI век, и уже придуманы приборы, чтоб измерить точно, сколько тепла мы тратим. И эти приборы прекрасно работают в системе отопления.
Такой же прибор наши местные энергетики умудрились поставить и на горячую воду и даже начали по нему начислять плату. Естественно, никого не предупредив. Вроде бы логично, но…
В Протвино заложили трехтрубную водопроводную систему. А сегодня обязательно должна быть сделана пятитрубная. Постараюсь как можно проще рассказать, чем отличаются эти системы.
В трехтрубной системе первая труба предназначена для холодной воды. Фактически эта ветка сделана без циркуляции, на входе в дом стоит счетчик объема (в куб. м): сколько слили из кранов и сколько вытекло из прогнивших труб. Все посчитано, и дом должен оплатить.
По второй трубе течет горячая вода из котельной. Третья труба — это «обратка» горячей воды. То есть горячая вода циркулирует, иначе она попросту остынет и перестанет быть горячей. Зашла и вышла. Счетчики объема стоят и на входе, и на выходе. Сколько вошло, за вычетом того, сколько вышло, покажет объем потраченной воды, столько дом должен оплатить.
В пятитрубной системе к первым трем трубам добавлены еще две: также для подачи и для «обратки». Отчего вдруг государство наше установило, что в жилые дома надо подавать воду по пятитрубной системе? Да все же просто. Температуры разные должны быть. Для отопления — одни графики температур, в зависимости от погоды. При морозе в минус 25 градусов в батарее температура воды может достигать 100 градусов. А если на улице плюс 5 градусов, то температуру воды для отопления понижают до 45 градусов. Горячая же вода всегда должна быть от 60 до 75 градусов. Как подать в квартиру две разных температуры из одной трубы?
Сколхозили на месте
Местные энергетики оказались перед выбором: либо модернизировать сеть, прокладывая новые трубы по всему городу, либо что-то сколхозить на месте. Первый вариант стоит сотни миллионов рублей, а вот второй вариант могут оплатить и жители из своего кармана – так подумали, наверное, большие руководители. ЖЭКи скажут всем, что по закону надо с каждого подъезда собрать 400 тысяч рублей на узел учета тепловой энергии. Иначе отопление подорожает в полтора раза.
Так и сделали. К дому подходят три трубы, потом, уже в подвале, при установке тепловых счетчиков, подающую трубу разварили на две, также поступили и с «обраткой». Формально закон соблюден, никого не накажут. А инспектор ГЖИ просто посмотрит в нормативы, где написано: «В подвале должно быть пять труб», пересчитает, их пять, значит, нарушений нет.
Приведу пример для наглядности. Вы приходите на рынок, покупаете килограмм помидоров. Но вам предлагают оплатить не килограмм, а десять. На вопросы о причинах такого ценообразования, вам сообщают: «Ну мы же десять килограммов привезли на рынок, тебе один продадим, а остальное испортится, кто же наши расходы покроет? Хочешь посчитать? Вот, пожалуйста, десять килограммов. Поэтому бери, сколько тебе надо, но плати за десять».
Счетчики или норматив?
Продолжим рассуждать про счетчики. Они ведь действительно установлены на все пять труб. Считают количество и температуру воды. Формула расчета тепловой энергии по счетчику очень проста — это разница температур, помноженная на количество воды. Подали в кран воду 60 градусов. Пройдя весь дом, она охладилась до 55 градусов. При этом прогнали через систему 10 куб. метров (60 — 55) * 10 = 50 калорий тепловой энергии. Умножай на тариф, выставляй счет, все просто.
Для отопительной системы так и считают. А для горячей воды от использования счетчиков отказались практически сразу, не успев ввести такую норму. Все дело в том, что в системе отопления тратится именно тепло, без значительного изменения количества воды в системе. Сколько вошло, столько и вышло. Температура регулируется давлением. А объем горячей воды меняется, потому что жители ее сливают. Возникает заметная погрешность. Да и регулировать температуру только изменением давления не получится, из крана должна бить струя от 3 до 6 атмосфер постоянно.
Вопрос «что же показывает этот счетчик?» не давал мне покоя вплоть до судебного заседания, состоявшегося 30 октября на участке № 198 мирового суда Протвино. На заседание со стороны управляющей компании был приглашен свидетелем главный инженер АО «Протэп» Владимир Кожохин. С нашими расчетами он не согласен. Мы, по его мнению, не учитываем потери в полотенцесушителях. Странно. Ведь мы просто высчитали температуру, которая должна быть в кране, исходя из выставленных нам платежек. Расчетная температура оказалась от 96 до 138 градусов. Чего фактически нет и быть не может. И при этом мы заложили потери тепла на полотенцесушители, все как в Постановлении № 306. Все в соответствии с учебником физики за 8-й класс.
Также свидетель сообщил, что в подвале дома стоит насос, который обеспечивает циркуляцию горячей воды. После заседания я нашел фото теплоузла и увидел, что счетчики стоят до насосов. Вода из «обратки» разбавляет подаваемую горячую воду, то есть специально охлаждает до нормальных 60-75 градусов, но счетчик-то «видит» на входе 90, а на выходе 50, и честно считает, умножая количество вошедшей воды на разницу (90 - 50 = 40). В то время, как должны быть на входе 75, а на выходе те же 50 градусов, что дает нам разницу (75 — 50 = 25). Ведь мы фактически потребляем горячую воду не теплее 75. Вот откуда проистекает завышение цены на горячую воду практически вдвое! Вот почему никто не боялся, что мы эти счетчики проверим с независимым экспертом. Оборудование исправно работает. Просто установлено оно так, что мы платим не за то, что получили, а за то, за что хочет ресурсник. Другими словами, мы платим за весь товар, а не за потребленный, за десять килограммов вместо одного.
Идем в суд
Что и говорить, хитрая схема. Закон исполнили, соорудив пять труб, деньги за свой «колхоз» собрали с потребителей, счетчики за наш счет поставили, да еще и воду продавали по завышенной цене на протяжении трех лет.
Как же удалось вскрыть эту схему? Пока жители поодиночке обращались в муниципальную управляющую организацию с простым вопросом: «Почему горячая вода стоит 300 руб. за куб. м?», им отвечали, что предприятие решает вместе с АО «Протэп», какой коэффициент применить, исходя из показаний счетчика. Тот простой факт, что счетчик показывает вдвое большие показания, чем это возможно, согласно законам физики, никого не беспокоил.
Весной этого года коллега из Серпухова рассказал о том, что областной министр ЖКХ давал специальные разъяснения по поводу применения норматива на расчет платы за горячую воду, рассылал разъяснения по всем муниципалитетам, включая судебную практику. Однако наша администрация не особо афишировала такую интересную информацию.
Затем я подал жалобу в Госжилинспекцию, которая и предписала МУП УЖКХ считать энергию правильно. Кроме того, по предписанию мне вернули излишне уплаченные средства, но почему-то только за три месяца. Поэтому теперь мы судимся, чтобы вернуть все переплаченные деньги — это около 15 тысяч рублей.
Возможно, мы проиграем суд, но радует, что с апреля 2017 года во всем городе жители платят за горячую воду строго с применением норматива на подогрев воды, как и положено по законам РФ. Переплаты прекратились. Многие жители подали заявления о перерасчете, но без вмешательства Госжилинспекции средства никому не возвращают.