ТАЙНА ШАМАНСКОГО МЕЧА

В Серпухове хранится уникальный экспонат

В Серпухове хранится уникальный экспонат

 МЕЧ, ИЗГОТОВЛЕННЫЙ В СЕРЕДИНЕ XI ВЕКА ГЕРМАНСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ НА БЕРЕГУ РЕКИ РЕЙН — ВРОДЕ БЫ ОБЫЧНОЕ СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОРУЖИЕ, СДЕЛАННОЕ ИЗ СТАЛИ. НО РОССИЙСКИЕ АРХЕОЛОГИ ОБНАРУЖИЛИ ДЕТАЛИ, КОТОРЫЕ ОТЛИЧАЮТ РОМАНСКИЙ МЕЧ ОТ ОСТАЛЬНЫХ. По словам научного сотрудника Серпуховского историко-художественного музея Артема Павлихина, этот романский меч является шаманским, над которым был свершен обряд мордовских племен. Корреспондент «МК» в Серпухове» приблизился к тайне этого необычного экспоната.

Каждый найденный меч для археологов и оружиеведов — значимое событие. Древнее оружие является важным историческим источником. Информация, связанная с конструкцией, технологией изготовления, художественным оформлением клинков, археологический контекст находки открывают нам исторические факты из жизни регионов и целых народов. Что же нам поведает романский меч, хранящийся в серпуховском музее?

Пройдемся по залу историко-художественного музея, а именно где развернута экспозиция, посвященная истории серпуховского края в X-XIV веках.

Экспонаты демонстрируют быт и военное дело княжеской дружины. В самом же центре зала расположен стенд, но все внимание так и приковывает к себе старинный меч.

Старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Артем Павлихин занимался изучением этого меча на протяжении почти года. Молодой специалист прочитал немало исследований об этом виде боевого оружия, несколько раз показывал экспонат столичным специалистам, дабы разгадать археологическую загадку.

— Это уникальный экспонат, он имеет мировое значение. Он еще раз доказывает, что мечи использовались не только для боевой практики, но и как объекты магического воздействия, — рассказывает Артем Павлихин.

Меч был изготовлен в середине XI века на берегу реки Рейн, где жили германские племена. Но в новейшей истории он был найден местными жителями села Зарубкино в Мордовии на территории карьера. Меч выпал из осыпи. В этом селе с начала XX века археологами велись исследования средневекового мордовского могильника, получившего название Кельгиниский (X-XIII вв.). Находку меча связывают с погребальным инвентарем одной из могил. В ходе составления музейных описей вещей, принятых на выставку, он был подробно изучен.

Специалисты пояснили, что меч находится в удовлетворительном состоянии: все конструктивные части остались целыми, хотя коррозия местами проела полосу клинка насквозь. Клинок меча плавно сужается к кончику, имеющему скругление. Длина лезвия составляет 89 см.

Загадочные знаки

На полосе клинка имеются насечки, клейма и дамаскировка. На перекрестье читаются выполненные насечкой или гравировкой символы, большая часть которых плохо сохранилась. Четко читается сигль в виде креста или буквы «Х», имеющей изящные очертания. Аналогичная манера написания «Х» есть в клеймах на мечах XI-начала XIII вв. из Финляндии, Франции, Литвы и Изяславля. Отечественный исследователь латинских клейм на мечах Д.М. Дрбоглав, наряду с европейскими специалистами, ассоциирует сигль «Х» с именем Христа. Всего в надписи значится не менее 10 латинских букв и сиглей, которые заключали в себе сакральную христианскую речевую формулу на латинском языке. При этом размеры букв клейма на этом мече таковы, что строка занимает почти всю ширину дола. Причем и сам меч напоминает распятие Господне, ведь этот меч — символ христианского рыцарства. В романском оружии соединились такие черты, как простота оформления, проистекающая из христианской идеологии рыцарства, как воинства христова, с непременными чертами аскетизма в отделке оружия. С середины XI века больше нет богато украшенных языческими мотивами рукоятей, лезвия несут клейма с развернутыми христианскими речевыми формулами, отражая тот дух, который возник в Европе в эпоху первых крестовых походов.

На обратной стороне клинка есть еще одно клеймо, выполненное в технике протравливания. Сохранность лезвия в этой части удовлетворительная. В клейме читаются буквы «V» или «N», «S» или «G», «О», а также лигатура из двух букв — «I» и «Z». Д.М.Дрбоглав выделил признаки, по которым можно датировать клейма на мечах. Оба клейма на кельгиниском мече могут быть по характеристикам письма отнесены к XI веку.

Как выяснил оружиевед, доктор исторических наук А.Н. Кирпичников, способ клеймения протравкой был распространен на клинках X-XI вв. Все перечисленные знаки были сделаны во время изготовления самого меча, но есть и детали, которые схожи с ритуальными знаками племени мордвы.

Символы шаманского обряда

По всему перекрестью имеются насечки, аккуратно нанесенные зубилом, подправленные точильным камнем или напильником. Насечки идут неровными рядами, образуя ряды косо поставленных черточек, иногда пересекающихся. В результате получился орнамент, в котором читаются кресты, треугольники, орнамент елочкой. Интересно, что насечки нанесены не только на лицевых сторонах перекрестья, но также и на той части, которая должна была закрываться обкладками рукояти, и это означает, что насечки нанесены до монтажа обкладок рукояти. Можно предположить, что, либо обкладок у рукояти меча совсем не было, либо имеющийся орнамент носил, прежде всего, ритуальный характер, а не эстетический.

Легкое оружие

Меч на момент передачи в серпуховский музей имел массу 1115 гр. Утраты массы не могли составлять более 10-15%, значит первоначальная масса клинка должна была равняться 1200-1300 гр. Наблюдения А.Н. Кирпичникова за массой мечей показали, что легкие и короткие однолезвийные мечи, с массой около 1000 гр и длиной до 90 см, характерны для второй половины XI-XIV вв., тогда как в раннекиевский период масса мечей составляла в среднем 1,5 кг, а длина иногда превышала 1 м. Таким образом, по конструкции клинка, его массе и клеймам он может быть отнесен к XI веку.

— Мастер, который изготовил клинок, искусно проработал лезвие, убрав весь лишний вес с клинка путем проточки дола и утончения клинка к кончику. Меч получился легким и хорошо сбалансированным, лезвие украшено дамаскировкой и клеймами, что выдает руку опытного оружейника, настоящего мастера своего дела, — пояснил Артем Павлихин.

Самая восточная находка

Большое значение при анализе меча играет характеристика конструкции его рукояти. Рукояти с широким железным брусковидным перекрестьем и линзовидным навершием, сделанным из одного куска железа — редкость для Восточной Европы. Аналоги рукояти кельгининского меча отмечены среди находок с Украины. А.Н. Кирпичников опубликовал три меча этого типа — из Львовского музея и из Киева, место находки еще одного меча точно неизвестно, и обозначено как «Украина». Меч из Львовского музея был клеймен в мастерской Ingelrii, которая работала до XII века. Меч из Киева был украшен дамаскировкой, что сближает его с кельгининским мечом. Исследователь соотнес киевскую находку меча с горизонтом татарского погрома Киева в XIII в.

Место изготовления меча — предположительно мастерские Германии. Судя по отделке клинка (дамаскировка, клейма, отсутствие отделки перекрестья и навершия), он мог входить в состав вооружения небогатого европейского рыцаря.

На территории Среднего Поволжья находок мечей, датируемых позже начала XI века, не зарегистрировано. Кельгининский меч в этом смысле представляет исключительную редкость и самую восточную находку романского меча на территории России.

Вызывает вопрос характер использования кельгининского меча. Орнамент на перекрестье и навершие меча в виде хаотически расположенных черточек, насечек, а также перекрещивающихся линий заходит под обкладки рукояти. Без сомнения этот орнамент сделан не в европейской традиции украшения мечей, назначение его — ритуальное обезвреживание меча, его зачеркивание. Отдельные прочерки, царапины читаются и на лезвии. Ритуал обезвреживания, порчи мечей, применялся многими народами с двоякой целью — предотвратить негативное воздействие злых духов, а также с целью предотвращения похищения меча из могилы. Можно также предполагать ритуальное использование меча для молений и магических действий не военного характера, ведь обкладки рукояти были сняты с меча, а значит, меч потерял свое боевое назначение. Порча боевого оружия насечками зафиксирована впервые, поэтому пока делать однозначные выводы еще рано.

— Сама форма меча, с его широким перекрестьем, была необычна для мордвы в XI веке, возможно, ассоциировалась с вражескими воинами — киевскими дружинниками, что и определило необычное отношение к этому мечу мордовских общинников, его ритуальную порчу, — считает научный сотрудник.

Между прочим, северный народ мордва оставался языческим вплоть до XX века. И сегодня у мордвы сохранилось еще много языческих поверий, которые, однако, по своей отрывочности и сбивчивости не позволяют восстановить точнее древнюю мордовскую мифологию. Известно только, что мордва почитала много пасов — богов, ава — духов, отцов, кирьди — хранителей, которые представлялись антропоморфно и отчасти слились с русскими представлениями о домовых, водяных, леших и т.д. Предметами поклонения были также солнце, гром и молния, заря, ветер и т.д. У мордвы сохранились еще местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений.

В летописи сказано, что в 1088 году от Рождества Христова на берегу Оки (территория современного Серпуховского района), русские проиграли мордовцам в битве. Романский меч вместе с пленником попал в руки победителя. Шаман племени совершил над ним ритуальный обряд, возможно, затем он служил ему в качестве предмета для заклинаний. Может по этой причине романский меч был погребен вместе с мордовским шаманом.

Нина СТРЕЛКОВА.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру