Серпуховская земля — это источник знаний о том, как жили наши предки. И много еще здесь есть неразгаданных загадок и достопримечательных мест, которые притягивают энтузиастов и профессионалов. Одно из них — Тешиловское городище вблизи деревни Спас-Тешилово.
На территории городища провели раскопки специалисты Центра палеонтологических исследований. О том, что интересного уже есть в «копилке» ученых и что еще, возможно, будет найдено, мы поговорили с Иваном Олеговичем Горячевым, старшим научным сотрудником Центра — руководителем экспедиции. Но сначала немного истории…
Из глубины веков
Ориентировочно историки датируют период появления, расцвета и упадка Тешилова XII–XVI веками. На протяжении этого времени город, расположенный на правом берегу реки Оки, выполнял оборонительные функции во время нашествий врагов.
Существует две версии появления Тешилова. Первая представляет его как поселение вятичей, которое было названо по славянскому имени Тешило. Вторая версия — это крепость черниговских князей, возведенная для обороны северного рубежа княжества, освоения местного вятичского края и сбора дани.
В Никоновской летописи содержится первое упоминание о городе. В ней говорится, что в 1147 году через Тешилов Новгород-Северский князь Святослав Ольгович шел на встречу с суздальским князем Юрием Долгоруким в Москву из Колтеска.
Следующее достоверное сведение — сожжение города в 1237 году войском хана Батыя в ходе татаро-монгольского нашествия. Далее Тешилов перешел под власть Рязанских князей. Последующие два века его истории — функции города, пограничного с владениями серпуховских князей. Во всяком случае в «Списке городов русских» конца XIV века он упоминается как принадлежный Рязани.
Московский князь Василий Темный в XV веке выкупил Тешилов. Вот что написано в договорной грамоте от 1483 года, заключенной между Иваном IIIи рязанским князем: «…а что купля отца нашего, Великого князя Василия Васильевича, за рекою Окою, Тешилов и Венев, и Ростовец, и иные места…». В 1572 году город перешел под владение царевича Ивана, сына Ивана Грозного. По этому поводу в духовной грамоте говорится:
«…сыну моему Ивану даю…град Каширу и с Заречья… и в волости за Окою рекою, Тешилово, Ростовец, Рославль, Венев, Мстиславль и иные места…».
Предназначение Тешилова в то время определялось как оборонное при угрозе крымско-ногайских набегов. Недалеко от него находился брод — Тешиловский перевоз, который был одним из мест, охранявшихся русскими воинами. Однако важность города постепенно уменьшалась в связи с укреплением и ростом Серпухова, а также расширением границ государства на юг. С обустройством Большой засечной черты началось угасание Тешилова. В 1708 году после того, как Петр I утвердил новое административное деление российских территорий, Тешилов уже значился в реестре селом. И, поскольку здесь располагалась церковь Преображения Спаса, впоследствии территория стала называться Спас-Тешилово.
Взгляд сквозь время
Первые раскопки Тешиловского городища в двадцатые годы прошлого столетия осуществил Артемий Владимирович Арциховский, советский археолог-славист, историк. И вот почти через сто лет современные ученые возродили его дело.
— Иван Олегович, расскажите: как родилась идея продолжить дело известного ученого?
— Когда я только начинал работать в Центре, в коллективе стал формироваться круг интересов, среди которых были разные направления. Так как у нас организация занимается комплексными исследованиями древних народов и культур, то наша деятельность состоит из нескольких больших блоков: археология, антропология, генетика, письменная история. Объединились энтузиасты, многие из которых — выпускники профильных кафедр МГУ. Долгое время у нас директором был Денис Валерьевич Пежемский — антрополог и археолог. А так как в нашей команде работают специалисты в области сложения Древнерусского государства, одним из направлений стал проект «Археология и антропология земли Вятичей».
— И этот выбор был не случаен?
— Дело в том, что в сфере археологии в Поочье есть определенное белое пятно, и было решено сконцентрировать на этом внимание. Помимо Среднего Поочья — Серпухова, у нас еще совместная экспедиция с Эрмитажем по Орловской области. Это Верхнее Поочье. В целом перед нами стоит задача изучения исторических памятников в зоне Оки. В Серпухове, для того чтобы комплексно исследовать различные периоды расселения людей, мы выбрали опорные памятники, одним из которых стало Тешиловское городище. Городище копалось последний раз в 1925 году, и проводил раскопки тогда вчерашний студент Артемий Владимирович Арциховский, который впоследствии стал основателем новгородской археологии. И вот теперь мы, тоже в каком-то смысле вчерашние студенты и аспиранты МГУ, возродили его дело. Я начальник экспедиции, заместитель начальника Ольга Павловна Доброва — специалист в области древнерусского стекла. Помимо это так совпало, что в этом году в Великом Новгороде будет конференция в честь 120‑летия со дня рождения А. В. Арциховского, куда заявлен наш доклад по Тешиловскому городищу.
— Когда начались раскопки? Насколько трудна была подготовка к ним?
— Работать тут мы начали с 2017 года. Первоначально надо было прочитать все, что написано на эту тему, поднять документы, архивы, отчеты, провести топографическую съемку. Мы исследовали селище за пределами стен городища. Делали пробные шурфы — квадратные ямы метр на метр, смотрели, где есть культурный слой. Были определенные находки. В основном — керамика. В прошлом году уже на территории городища заложили разведочные мини-раскопы. Дело в том, что городище состоит из террас — площадок со ступеньками. На нескольких террасах заложили пробные шурфы. В этом году один из таких шурфов мы расширили в большой раскоп. Еще один раскоп сделали в стороне. Отмечу, что в наших раскопах обнаружили следы работы Арциховского.
— Есть ли уникальные находки?
— Да. Это куски тканей. Когда городище начало затухать и из города превращаться в село, то между его стенами появляется погост, кладбище. Местные селяне, начиная с верхней площадки, хоронили своих жителей. Наши находки тканей именно из погребений. Пока осторожно их датируем шестнадцатым веком, судя по аналогиям.
— Эти фрагменты от каких-то частей одежды?
— Это две части от погребальных нарядов. Одна — фрагмент так называемого волосника — ленты с сеткой, которая скрепляла волосы у женщин. Судя по тому, как выглядит орнамент, это шестнадцатый век. Мы можем это предполагать с достаточной долей уверенности, так как у нас есть аналогии из вскрытых саркофагов на церковных кладбищах в двух местах Подмосковья. Но уникальность серпуховской находки в том, что она именно из раскопа. Второй фрагмент предположительно: лента — оборка ворота от погребальной рубахи. Такой вывод мы сделали на основании того, как она выглядит и где мы ее нашли — под плечом. Оба фрагмента с вышивкой золотой нитью, причем волосник выполнен из шелковой ткани.
— Но каким образом эти фрагменты сохранились? Ведь прошло столько веков!
— Хороший вопрос, потому что это действительно чудо. Но этому есть объяснение: земля в Тешиловском городище состоит из тяжелых суглинков и глин. Если бы здесь был песок, то ничего бы не сохранилось. А еще обе ткани были прижаты телом погребенных. Волосник лежал под черепом в слое плотной глины, второй — был придавлен костями.
— То есть, помогло отсутствие воздуха?
— Да, самый главный враг органики — воздух, поэтому там, где земля мокрая, плотная и влажная, перекрыт доступ кислорода, там органика сохраняется.
— В целом, каков объем раскопов?
— У нас два раскопа — 20 и 40 квадратных метров. Обнаружено 30 погребенных, есть определенное количество находок. В дальнейшем планируем исследовать террасы ближе к рвам и стенам, чтобы проверить размеры кладбища.
— Исходя из уже найденного вами, что можно сказать о жизненном укладе обитателей городища?
— У нас есть находки боевых предметов, в основном стрелы, что логично, так как у городища были оборонительные функции. Есть стеклянный браслет XI–XII века, домонгольского периода, один византийский стеклянный браслет. Еще одна интересная находка — книжная пряжка. Это говорит о том, что здесь была церковная литература, то есть были грамотные люди. В целом, наши исследования здесь — только начало. Будем продолжать дальше. И чем большие площади будем вскрывать, тем интереснее нам будут открываться артефакты, которые прольют свет на быт, какие люди здесь жили, чем занимались.
***
Ко всему сказанному остается добавить только то, что в составе экспедиции не только ученые. Помогать в раскопках приезжают энтузиасты из Серпухова, Пущино, Липиц. Интерес к истории родного края достаточно велик, работа эта очень важная. В этом сезоне раскопки уже закончены. Возобновятся они в следующем году. Будут еще находки и открытия, которые, возможно, станут сенсационными.