В каком отделе полиции сердце отдают детям

В системе органов внутренних дел немало профессиональных праздников, что ни день — то красный день календаря. Объясняется это просто: направлений работы в полиции много и каждое из них очень важное. Но в этом праздничном многообразии на особом месте находится День образования подразделения по делам несовершеннолетних. И потому 31 мая сотрудники этого отдела МУ МВД России «Серпуховское» принимают многочисленные поздравления, как от представителей администрации, так и от депутатского корпуса. И принимают, к слову, вполне заслуженно.

В каком отделе полиции сердце отдают детям

Уж не знаю, как у вас, но в моем детстве не было ничего страшнее, чем попасть на учет в детскую комнату милиции. Поэтому даже отъявленные хулиганы, при упоминании невзначай названия этой структуры, сразу же начинали ходить по струнке. Свою историю подразделения по делам несовершеннолетних ведут с 31 мая 1935 года, когда Совет Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской безнадзорности и преступности». На основании этого документа при отделах милиции были созданы секции по борьбе с детской беспризорностью и бесконтрольностью, а в дальнейшем и те самые детские комнаты для приема заблудившихся детей.

Работа с подростками проводилась огромная, тем более в Серпухове: на 101-й км, как правило, из столицы высылали неблагонадежных граждан, морально неустойчивых и негативно влияющих на общество. Посему забот у местной милиции с такими товарищами было немало, доставалось, конечно, и инспекторам по делам несовершеннолетних, так как в своем большинстве эти граждане были в придачу еще и некудышными родителями. О том, как приходилось перевоспитывать малолетних правонарушителей и преступников прекрасно помнит ветеран МВД Николай Мезенцев. Николай Николаевич прослужил в органах 32 года, из них 25 лет он отдал непосредственно инспекции по делам несовершеннолетних.

— В основном мы ставили на учет подростков за воровство и употребление спиртных напитков. О токсикомании и наркомании у нас вообще никто никогда не слышал, не было этого, — вспоминает он. — Да, ходили по школам, выявляли по участкам неблагонадежных ребят, после чего начинали с ними работать. Зачастую я лично брал их за руки и приводил на такие предприятия, как «Красный Текстильщик», Суконная фабрика, автозавод и многие другие. Благо предприятий в то время было много. Говорю директору: «Возьми к себе, а то болтается парень непонятно где». Конечно же, никто не хотел брать на себя такую обузу, но, тем не менее, трудоустраивали. Приставляли наставника, обучали и давали дорогу в будущее. Многие ребята нашли себя  в этой жизни.

Конечно же, были и те, кто целенаправленно шел по кривой дорожке, словно умышленно растаптывая свое будущие. Такие, как правило, жили по принципу криминальной романтики из известного фильма «Джентльмены удачи»: «Украл, выпил, в тюрьму…». Но, к слову, таких были единицы.  

— Все начинается с семьи, — говорит Николай Николаевич. Если родители пьющие, то жди беды. Впрочем, бывали случаи, когда проблемы с законом наблюдались и у детей высокопоставленных родителей. Это просто распущенные, избалованные мальчики и девочки. Начинаю с ними говорить, а они мне: «Мне ничего не будет, вы же не знаете, кто мои мама и папа». Таким я спокойно отвечал: «Ты на своих маму и папу не надейся. Я, конечно же, уважаю, твоих родителей, но Закон для всех один».

В 2005 году майор милиции, старший инспектор по делам несовершеннолетних Николай Мезенцев вышел на пенсию. Но любимое дело, которому он посвятил всю свою жизнь, не отпускало. И когда Николая Николаевича пригласили на работу в комиссию по делам несовершеннолетних при администрации Серпуховского района, то он с радостью согласился. Проработал он там вплоть до 2019 года. Со многими своими воспитанниками, а именно так можно по праву называть тех, кто состоял на учете в инспекции несовершеннолетних, Николай Мезенцев общается до сих пор. У вчерашних хулиганов и воришек уже свои собственные семьи и дети. Жизнь идет своим чередом и это самое главное.  

— Меняются ли поколения? Конечно. Если же раньше дети читали книги и считали в уме, то сегодня, увы, они полностью утонули в Интернете, таблицу умножения мало кто помнит наизусть. Вот приведу пример из последних лет своей работы. Доставляют подростка. Я, конечно, могу и сам составить объяснения, но специально этого не делаю. Прошу его написать: откуда доставили, за что. Он мне пишет, пишет… в каждом слове по две ошибки, а ведь это одиннадцатый класс! Зато матом хорошо ругается. Вообще, как же сегодня молодежь ругается матом! Слов нет. А мы ведь в свое время за нецензурную брань ставили ребят на учет.

— Да, подростки стали совсем другими, — говорит заместитель начальника отдела участковых-уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних майор полиции Эдуард Кутепов. — Если раньше мы воспитывались на физической культуре, на огородах, то сейчас молодежь растет на тик-токе, и на постах из Вконтакте. Конечно, это реально портит подрастающее поколение, подростки изначально представляют мир по-другому, искаженно.

Так получилось, что с Эдуардом мы общаемся отдельно от Николая Мезенцева (каждая минута у Эдуарда Николаевич расписана, и уложиться в его плотный график не так уж и просто). Но сегодняшний руководитель отдела по делам несовершеннолетних практически слово в слово повторяет то, что говорил вчерашний старший инспектор ОДН. Даже взять в качестве примера правонарушения, совершенные детьми из благополучных семей. Сегодня это распространенная практика: многие из них идут на кражи ради какого-то куража.

— Дело в том, что у молодежи слишком много свободного времени, ребята не знают, чем себя занять, вот и идут на правонарушения. Поэтому наши инспекторы в первую очередь занимаются решением проблем по организации досуга подростка. Несовершеннолетним предлагаются на выбор кружки, секции. Некоторых ребят через Центр занятости населения трудоустраиваем. Результат есть. Большинство тех, кто стоял у нас на учете, больше в полицию не возвращаются, — рассказывает о службе Эдуард Николаевич.

На самом деле это служба не совсем легкая: с одной стороны, перед тобой правонарушитель, преступник, а с другой — ребенок. Как нужно поступить, чтобы юный, совсем неокрепший гражданин ответил за свой проступок по всей строгости закона, но при этом, чтобы его жизнь не была надломлена? Не раз приходится принимать инспекторам соломоново решение. По своему первому образованию Эдуард Кутепов — педагог. Более того, он окончил Педагогическое училище с красным дипломом. Правда до этого майор полиции служил участковым-уполномоченным полиции МУ МВД России «Серпуховское» и старшим инспектором отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнения административного законодательства (ОБПСПР и ИАЗ), а теперь вот с ноября 2020 года занимается перевоспитанием детей. Так что волей-неволей пришлось ему вспомнить и Сухомлинского, и Макаренко с Амонашвили, и труды других титанов педагогики. Теперь вчерашний педагог «сердце отдает детям» не в теории, а на практике.   

Всего в отделе несут службу пятнадцать человек, Эдуард — шестнадцатый. Все они представительницы прекрасной половины человечества. Мужчин, конечно же, не хватает, и не только для общей фотографии. Однако именно женщинам, говорит Кутепов, дети больше доверяют, видимо, чувствуя от них и материнскую ласку, и заботу…

… Материнская ласка и забота. Да уж, с детской комнатой милиции эти понятия как-то не вяжутся. Может потому и нет ее больше — той самой страшилки мальчишек и девчонок нашего поколения? Конечно же, было бы здорово, если по своей ненадобности ушли в историю и сами отделы по делам несовершеннолетних. Однако современные реалии, увы, диктуют свои правила. Поэтому педагоги в погонах продолжают нести свою непростую, но очень важную службу отдавая сердца детям.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 2 июня 2021

Заголовок в газете: Педагоги в погонах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру