На Балтике обнаружена подводная лодка, командиром которой был уроженец Серпухова

Говорят, что война закончится только тогда, когда будет захоронен последний погибший солдат… Десятилетиями поисковые отряды работают на местах боев Великой Отечественной войны, чтобы ни один герой не остался пропавшим без вести или безымянным. Идет такая работа и на местах морских сражений, как надводных, так и подводных.

В середине июля этого года на дне Балтийского моря была обнаружена субмарина М-96, славная и трагическая история которой тесно связана с Серпуховом. Подлодка ушла в свой последний поход 7 сентября 1944 года под командованием серпуховича Николая Ивановича Карташова…

На Балтике обнаружена подводная лодка, командиром которой был уроженец Серпухова
Карташов Николай Иванович. Фотография арxива командира отделения электриков М-96 старшины 2-й ст. Кудрявцева В.А.

Боевая «Малютка»

Субмарина М-96 «Малютка» была разработана для ближней защиты берегов и морских баз, а также для ведения боевых действий у побережья противника и во вражеских гаванях. Имя подлодка получила из-за своих размеров: длина — около 37 метров, ширина — 3,5 метра. Такие суда можно было перевозить по железной дороге, поэтому они появились в составе всех четырех советских флотов. «Девяносто шестая» была одной из 40 субмарин подтипа XII. Ее заложили на стапеле в конце июля 1937 года на заводе № 112 («Красное Сормово») в городе Горький (ныне Нижний Новгород).

Тип корабля: малая ДПЛ. Обозначение проекта: серии XII, М — «Малютка». Автономность плавания: 10 суток. Экипаж : 22 человека.

В строй подлодка встала 20 ноября 1939 года. Ее первым командиром назначили Александра Ивановича Маринеско — легендарного капитана Великой Отечественной войны. Тогда он был в звании капитан-лейтенанта. М-96 зачислили в состав 26-го дивизиона подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота. Ее экипаж столь успешно осуществлял боевую подготовку, что командование не оставило это без внимания и наградило Александра Маринеско золотыми именными часами. В мае 1941 года субмарина была оснащена системой беспузырной стрельбы (торпеды выпускались без демаскирующих пузырьков воздуха).

Великую Отечественную войну экипаж 96-й «Малютки» встретил в составе 8-го дивизиона 2-й бригады подводных лодок. Поначалу судно охраняло Финский залив. Однако 22 июля поступил приказ выйти в южную часть Рижского залива в первый боевой поход, оказавшийся, видимо, не очень удачным, так как в архивах сохранились данные, что из-за поломки дизеля подлодке пришлось вернуться на базу уже через неделю после начала похода.

Трудную зиму 1941-42 годов «девяносто шестая» провела в Ленинграде, где получила первое боевое повреждение: в нее попал снаряд. Это случилось 14 февраля 1942 года. Из-за пробоины были испорчены дизель, распределительная электроподстанция и вторая группа аккумуляторных батарей.

В августе 1942 года, после ремонта субмарина вышла на позицию № 9 на линии Таллин — Хельсинки, преодолев немецкое минное заграждение Zeeigel («Морской еж»). 14 августа в районе маяка Порккалан-Каллбода экипаж вступил в бой с конвоем противника и едва не погиб, обстрелянный немецкими кораблями, охранявшими конвой.

До весны 1943 года М-96 совершила еще ряд выходов на боевые задания, подвергалась риску уничтожения на минных полях Балтики, но каждый раз благодаря таланту Александра Маринеско успешно их преодолевала.

Весной 1943-го Александра Ивановича перевели на должность командира подлодки С-13. Знаменитый капитан прошел всю войну и умер уже в 1963 году. Он часто вспоминал своих товарищей с «девяносто шестой». После него командование «Малюткой» принял капитан-лейтенант Николай Иванович Карташов…

«Полный вперед!»

Николай Иванович Карташов родился в 1913 году в деревне Щеболово Серпуховского уезда Московской губернии. Семья была большая. Родители Иван Егорович и Прасковья Ефимовна после Октябрьской революции 1917 года вступили в колхоз имени Калинина, вырастили семерых детей: троих сыновей и четырех дочерей.

На сайте «Помним» 1-го федерального телеканала есть рассказ Натальи Валентиновны Михеевой, родственницы Николая Ивановича. Приводим здесь часть текста с небольшими сокращениями:

«Николай Иванович родился 15(28).01.1913 года в Серпуховском уезде… в семье служащего. В 1932 году был призван на флот Серпуховским районным военным комиссариатом. 28.09.1937 окончил Краснознаменное военно-морское училище имени М. В. Фрунзе (штурманский подводный уклон). Приказом НКО СССР от 28.09.1937 года, Карташеву присвоено военное звание «лейтенант», назначен командиром рулевой группы подводной лодки Краснознаменного Балтийского флота. По прибытию на флот, приказом по КБФ от 31.10.1937… назначен командиром рулевой группы подводной лодки «Л-3». Приказом по КБФ № 0272 от 31.07.1938 назначен командиром штурманской боевой части (БЧ-1) подводной лодки «Л-3».

Далее Николай Иванович Карташев окончил в 1939 году курсы командного состава подводного плавания при Учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова. В августе 1939 года его назначают помощником командира подводной лодки «Щ-319». В этой должности Николай Карташев участвовал в советско-финской войне. Он совершил 2 боевых похода общей продолжительностью 32,9 суток.

15 февраля 1940 года Николаю Ивановичу было присвоено звание «старший лейтенант» с формулировкой «за боевые заслуги на фронте борьбы с финской белогвардейщиной». В августе 1940 года он назначен командиром опытной подводной лодки «РЕДО» (Р-1, серийный номер С-92), и в этом качестве встретил начало Великой Отечественной войны.

О проекте «РЕДО» стоит рассказать подробнее. Эта подводная лодка была единственной в своем роде. Первоначально строилась как лодка типа «М» серии XII, но достраивалась по схеме РЕДО — регенеративный единый двигатель особого назначения, представлявший собой дизель, работавший в надводном положении на атмосферном воздухе, а в подводном — на смеси углекислого газа и кислорода. К сожалению, война помешала довести проект до конца. В ходе эксплуатации выявлялись различного рода недоработки, и в июле 1942 года лодка была законсервирована.

Николай Иванович Карташов в августе принимает командование подводной лодкой М-77. Менее чем через год, в апреле 1943-го, его назначают командиром субмарины М-90, но через две недели переводят командовать подлодкой М-96.

Путь в вечность

Первый, июльский поход экипажа под командованием Карташова на «девяносто шестой» был омрачен инцидентом: подлодка села на мель в районе банки Туолюла. У судна оказались поврежденными винт, ограждения рулей и часть корпуса. Но это не помешало экипажу с честью выполнить боевое задание по разведке района Хапасарских шхер, прийти на остров Лавенсари, а оттуда — в Кронштадт и встать в док. После ремонта, в августе, субмарина отправилась в новый поход. Ночью 29 августа группа разведчиков совершила высадку с нее на занятый финнами остров Гогланд. Затем лодка переместилась к маяку Тийскери, где несколько раз ушла от столкновений с немецкими сторожевыми катерами. В ночь на 1 сентября с М-96 на Гогланде была высажена вторая разведгруппа.

1944 год стал для Николая Ивановича и его экипажа фатальным. Июньский поход в Ладожское озеро в целях разведки и прикрытия десанта войск Карельского фронта у Тулоксы был еще удачным. А уже в августе выход в Финский залив не задался с самого начала. М-96 легла на грунт в ожидании темноты, чтобы избежать атак противника. Но начался шторм, и подлодка ударилась о грунт, повредив киль. Пришлось вернуться в Кронштадт на ремонт.

Последний, трагический поход 7 сентября 1944 года был по маршруту из Кроштадта в Нарвский залив. Цель — преодоление немецких минных заграждений «Зееигель» и разведка в Нарвском заливе. С этого боевого задания субмарина не вернулась, не ответила на позывные и на протяжении 77 лет все 22 члена ее экипажа считались пропавшими без вести…

Экспедиция «180 миль до Ленинграда» в составе «Разведывательно-водолазной команды» под руководством Константина Богданова искала М-96 в территориальных водах Российской Федерации более 3-х лет. В поисках помогали эстонские поисковики из команды Maxstar Expedition, которые и обнаружили гидролокатором объект, похожий на подводную лодку. Характерные детали и особенности противоминной защиты подтвердили, что найденное судно — это М-96.

Субмарина лежит в северной части Нарвского залива, на глубине 42 метра. В ходе осмотра было установлено, что она погибла в надводном положении. Взрыв произошел под килем. Передние десять метров лодки практически оторваны и загнуты вправо. Ручка на мостике телеграфа стоит в положении «дизель полный вперед», перо руля повернуто в положение «право на борт», рубочный люк открыт. Скорее всего лодка погибла, совершая разворот. Российский историк Мирослав Морозов на основе анализа немецких документов предположил, что, возможно, М-96 погибла 10 сентября 1944-го в 3:48 ночи, так как в это время немецкая подлодка, находившаяся в Нарвском заливе, зафиксировала своей гидроакустикой взрыв мины.

Фото: «Разведывательно-водолазная команда» /«ВКонтакте».

Из этого можно сделать вывод, что 96-я прошла минные заграждения, вышла на позицию и приступила к выполнению боевой задачи, сумев незаметно пройти мимо дежуривших в Нарвском заливе немецких субмарин.

Николай Иванович Карташов и его соратники навечно вошли в список славы воинов, отстоявших нашу Родину. В комментариях под одной из заметок про погибших моряков-подводников мне встретилась такая фраза: «Они должны вернуться из похода даже через десятилетия». Теперь мы можем утверждать: экипаж 96-й «Малютки» с боевого задания вернулся!

Фото: «Разведывательно-водолазная команда» /«ВКонтакте».

В этом году отмечается 80 лет с момента трагического Таллинского прорыва — одного из самых заметных событий в морской истории Великой Отечественной войны. И весьма символично, что последний потерянный на нынешней российской акватории корабль был обнаружен именно сейчас. Значит на нашей территории Балтики война наконец окончена.

***

Остается добавить несколько важных фактов из жизни нашего земляка Николая Ивановича Карташова. Он награжден орденом Красного Знамени (1943), медалями «За боевые заслуги» (1944) и «За оборону Ленинграда». В сообществе соцсети ВКонтакте «Памяти экипажей балтийских подлодок ВОВ» в статье, посвященной Николаю Карташову, есть противоречивая информация: «Дочь: Карташова Вера Николаевна, Ярославская обл., ст. Николопо, дер. Романье… В семье от бабушек известно, что дочь погибшего подводника Верочка умерла в блокаду. Но возможно, что она была эвакуирована из блокадного Ленинграда и выжила (Карташова В.Н., 1937 г.р. — эвакуирована). Данных о матери Верочки нет». Насколько эта информация достоверна, нам установить пока не удалось. Мы очень надеемся, что Вера Николаевна жива, и, возможно, кто-то из ее близких увидит эту статью и откликнется. Мы также будем рады откликам всех родственников нашего героя-земляка.

При подготовке публикации использованы материалы сайта «Ритм Евразии». Фото из источников, указанных в статье.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №31 от 28 июля 2021

Заголовок в газете: Они вернулись из похода

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру