Александр Холодников: «Будет хорошо, если Серпухов станет центром российской каноэ-культуры»

Наш герой родился в Серпухове, сейчас ему 45. Десять лет назад Александр рискнул и изменил свою жизнь: стабильную работу в госкорпорации в Москве променял на мечту. О том, как закончить карьеру, начать делать то, что любишь, и ни разу об этом не пожалеть, — читайте в нашем материале.

Александр Холодников: «Будет хорошо, если Серпухов станет центром российской каноэ-культуры»
фото из личного архива А.Холодникова

Променял офис на столярный цех

— Всегда точно знал: работа с деревом — это мое. Поэтому и променял офис на столярный цех. Решил не ограничивать себя в направлениях. Снял помещение, где стал изготавливать детскую мебель, потом переключился на более крупные формы — игровые площадки и спортивные приспособления, — рассказывает Александр Холодников.


Есть опыт, который ведет к будущему. Прежде чем обрести дело, которое по-настоящему увлекло, Александр много чем занимался. Начинал с фото на документы, потом решил углубить знания: занялся фотографией профессионально. Воспринимал процесс как пространственное черчение.

Потом, как мы уже рассказали, работал в госкорпорации. Следующим этапом стало собственное столярное производство.

Путь к лодкам начался с… надувной «моторки». В скором времени стало ясно, что эксплуатация такого плавсредства имеет много минусов. Александр распрощался с этой лодкой, однако это было

только начало поисков — в том числе себя.

С чего начать?

Первое каноэ Александр мастерил около полугода — большой срок. Однако это был скорее пилотный проект, где важна не скорость, а детали и нюансы.

— Благодаря неторопливой, вдумчивой работе удалось осмыслить многие процессы и тем самым избежать ошибок. Изучал тематические ролики, читал иностранные сайты, нарабатывал собственный практический опыт, — рассказывает Александр.

— Саш, объясни тем, кто только погружается в эту тему: каноэ или каяк?

— Если представить, что каноэ — это половинка скорлупы ореха, то каяк — целая. Каноэ делали индейцы для того, чтобы плавать по «тихой» воде.

фото из личного архива А.Холодникова

Вариаций каноэ существует множество. Взять хоть нашу долбленку. Почему Александр остановился именно на этой конструкции? Лодка занимает золотую середину, ее удобно перевозить, она вместительная.

Взяв за основу классическую конструкцию, мастер вносит авторские дополнения, в итоге получается оригинальная модель. Интересно, что Александр относится к каждому своему «детищу» как к одушевленному существу.

Александр Холодников:
— Внешне лодки вроде бы похожи, но у каждой точно есть свой характер. Когда возьмешь ее в руки, легко это почувствовать. Человек живет и не знает, чего ему не хватает. Оказывается, просто нужно найти свою лодку и плыть на ней.

Двое в лодке с учетом собаки

Чтобы мечта сбылась, Александр не визуализировал и не составлял карту желаний — просто действовал и создавал. После успешных испытаний первого каноэ построил еще два и показал их на выставке в «Крокус Экспо».

С марта 2015 стартовали первые продажи деревянных каноэ и каяков. Оказалось, что спросом пользуются не только лодки, но и отдельные детали — например, деревянные весла, которые используют в том числе и для декоративных целей.

Время идет, и теперь уже лодки помогают осуществлять мечты. К примеру, на них можно отправиться в путешествие — своеобразный тест-драйв, отдых и наслаждение результатом — три в одном.

Верный спутник Александра — его собака Рэй.

На своей лодке путешественники проплыли по Оке много сотен километров. Калуга — Серпухов — один из любимых маршрутов. 

фото из личного архива А.Холодникова

Саша вспоминает, как однажды с компанией поехали в Карелию. До острова добирались другим водным транспортом. По прибытии на место на первый план вышла своя лодка «Хайавата». На ней уходили в плавание по живописным окрестностям.

Каноэ — это история не про море.

— Были поиски среди разных вариантов, в том числе рассматривал и каяки, и лодки с парусами, — говорит мастер.

Наверное, в этом выборе Саша искал, прежде всего, себя. В итоге — путешествия по спокойной воде, без бушующих штормов, когда можно безмятежно созерцать и размышлять о жизни, стали его философией… Однако и на этой дороге необходимо трудиться и преодолевать препятствия.

«Высушенный «полуфабрикат» снимают со стапеля…»

Исходные чертежи, по которым изготавливаются детали будущей конструкции, можно назвать типовыми. Александр, приступая к работе над новой моделью, перерабатывает процентов десять конструкции, подгоняя под свой «идеал».

Постройка лодки — процесс творческий. Как говорит мастер, модель возникает в голове: «Что-то «чешется» в мозгу и, пока не построишь лодку, не проходит». Очень похоже на муки творчества.

Воплощение идеи происходит по одинаковому технологическому пути, но результаты всякий раз отличаются друг от друга. Даже если вышли из-под руки одного и того же мастера.

Первый этап — изготовление корпуса, проходит на стапеле. Из деревянных реечек с пазами набирается «тело» лодки. Корпус затягивается снаружи и внутри специальной стеклотканью с эпоксидной смолой, спустя некоторое время сверху наносится лак. Высушенный «полуфабрикат» снимают со стапеля, переворачивают и внутри также укладывают ткань и покрывают лаком.

Как правило, корпус изготавливают из лиственных пород деревьев. Александр использует ольху, ясень, дуб. Интересная деталь: на месте сегодняшней мастерской раньше росла груша, теперь мастер делает из спиленного дерева различные детали, в том числе для украшения лодок. В отделке используются и редкие породы, например, карельская береза.

фото из личного архива А.Холодникова

В арсенале — стандартный набор инструментов, ничего сверхъестественного нет: циркулярная пила, шлифовальный станок и так далее. Много ручного инструмента, поскольку большая часть производства — «хенд-мейд».

Рынок, которого нет

Первым своим учителем наш герой считает Ника Шаде. На его YouTube-канале Александр начал свои «университеты». Важно уточнить, что Ник рассказывал о том, как строить каяк. То есть лодку более сложную (помните — «целая скорлупа, а не половинка»). Но именно эта сложность помогла Александру более глубоко вникнуть в суть процесса, обратив его внимание на тонкости, которые обозначил Ник Шаде.

У нашего мастера теперь есть свой канал на YouTube, он уже накопил большой опыт, которым охотно делится. Теперь ему задают вопросы те, кто сам решил создать лодку. Пользователи благодарят Александра за исчерпывающие и полезные рекомендации.

— На частый вопрос, зачем я «пложу конкурентов», отвечу мыслью, кажущейся нелогичной. Дело в том, что я создаю рынок каноэ, которого сейчас практически нет. Он непременно появится, сдвиги за последние годы в этом направлении довольно большие. Так вот, когда каноэ войдет в моду, то «сливки» будем снимать мы — все, кто уже готов технически и морально — я, мои студенты, коллеги по цеху.

Александр уверен, что обучение дает возможность быстрее пройти путь, но это не значит, что ученики избегают ошибок. Пока не построишь, условно говоря, двадцать «неправильных» лодок, не сделаешь одну «правильную».

Поэтому учит Александр по методу «глубокого погружения». Начинающий мастер, он же студент, оставляет все дела и две недели под руководством Холодникова занимается созданием своей первой модели.

У Александра есть уже ученики, которые, получив первый ценный опыт, создают свои лодки. Есть и те, кто построив под присмотром мастера каноэ, просто осуществили давнюю мечту. Каждый из них, по мнению Александра, достоин отдельного рассказа. Пожалуй, тот, кто строит свою лодку, как минимум, обладает внутренней свободой.

Александр Холодников:
— У нас в городе очень красиво; побывав много где в мире, я это понял. Просто все супер: и живописные речки, и раскидистые холмы, и завораживающие пейзажи. Будет  хорошо, если Серпухов станет центром российской каноэ-культуры.

фото из личного архива А.Холодникова

 360 км проплыл Александр Холодников от Мценска до Серпухова за 9 ходовых дней в 2019‑м. «Один день из-за порывистого встречного ветра не смог выйти на воду и отдыхал на берегу. Стартовал на реке Зуша, это первые 40 км. Потом 320 км по Оке», — рассказывает путешественник.
 
Если смотреть не так далеко, то мысли нашего героя давно занимает идея восстановления лодочной станции в Серпухове. Старшее поколение помнит, как на Наре, около Варгинского моста, работала такая станция. Прокат лодок был очень востребован.

Александр уверен, что каноэ идеально подошли бы сейчас на роль таких лодок. А станция стала бы еще одной точкой притяжения для жителей и гостей нашего города.
 
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2023

Заголовок в газете: Лодка мечты

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру