Смотр-конкурс школьных музеев прошел в городском округе Серпухов

В муниципальном смотре-конкурсе приняли участие 18 общеобразовательных учреждений. Компетентное жюри, оценив не только оформление экспозиции, но и экскурсионную деятельность, а также лекционную работу, ведение документации и сайта, первое место присудило музею школы № 5.

Смотр-конкурс школьных музеев прошел в городском округе Серпухов
Александра Машук ведет экскурсию. Фото из архива школы.

Учились только мальчики

Открытие Музея школы № 5 состоялось в 2008 году. Этому предшествовала длительная и трудоемкая подготовка. Создатели, можно сказать, писали летопись жизни школы от рождения до сегодняшних дней. Собирали материалы буквально по крупицам. Историю восстанавливали по фотографиям, сохранившимся к этому периоду. К общему делу подключились педагоги, ученики и родители, выпускники и жители микрорайона.

К сожалению, официальный документ о дате открытия школы не сохранился. Из архивной справки было установлено, что школа № 13 (ныне № 5) основана в 1932 году и ее открытие было приурочено к 10‑летию образования СССР.

В годы Великой Отечественной войны в школьном здании находился эвакуационный госпиталь. С 1943 года учебное заведение возобновило работу как мужская школа, в ней учились только мальчики. Смешанное обучение началось в 50‑х годах. И через десять лет, в сентябре 1961-го, школе присвоили номер 5.

Светлана Тузова, директор школы № 5 с 2001 года:
— Наш музей называется «История школы в истории города и страны». Это название неслучайно. При создании музея мы поставили задачу не только собрать экспонаты и разместить их в экспозиции, а использовать представленный материал в учебно-воспитательном процессе: изучая историю школы, изучать историю города и страны.

Наш музей имеет два небольших зала, каждый несет свою функциональную нагрузку. Лекционный оснащен необходимой техникой, служит для проведения занятий внеурочной деятельности, уроков мужества, онлайн-экскурсий, музейных уроков, классных часов, встреч с ветеранами и участниками локальных войн. Другой зал — экспозиционный. В нем представлены все экспонаты.

История в лицах

В лекционном зале музея расположена стилизованная под фотопленку символическая «лента времени» с фотографиями выпускников школы с 1941 года.

Также в этом зале размещен стенд, на котором представлены материалы об учителях школы, ушедших на фронт в Великую Отечественную и погибших, защищая Родину от фашистов.
Владимир Александрович Пятикрестовский, учитель математики и завуч школы, пропал без вести в феврале 1942 года. Не вернулся с войны Петр Кузьмич Морозов, учитель физкультуры, пропал без вести в декабре 1941 года. Учитель истории, Петр Иванович Жданов, погиб. Сведений об обстоятельствах его смерти найти не удалось.

История Великой Отечественной войны проходит сквозь несколько разделов экспозиций музея, связывая воедино людские судьбы с судьбой страны.

На одном из стендов — фотография Музы Владимировны Агеевой — почетного гражданина Серпухова, талантливого музыканта, творческого педагога, искреннего и душевного человека. Во время войны, совсем юной, она работала санитаркой в госпитале, который располагался в здании школы.

военные артефакты. Фото из архива школы.

Большое внимание уделяется в экспозиции участию 49‑й армии в обороне подступов к нашему городу осенью и зимой 1941 года. Можно сказать, что своеобразный филиал музея под открытым небом расположен рядом с входной группой школы. Это памятник, открытие которого состоялось в 2015 году, командующему 49‑й армией генерал‑полковнику Ивану Григорьевичу Захаркину. 

Нашли реликвию  в подсобке

Музейная экспозиция захватывает временной период с конца девятнадцатого — начала двадцатого века и отсылает к городской жизни того времени, показывая купеческий, фабричный Серпухов. Старинные фотографии знаковых мест города, оригинальные предметы быта, есть даже патефон, который находится в рабочем состоянии. Отдельного рассказа заслуживает экспонат, который создан детьми и педагогами — модель одного из зданий на улице Ворошилова. Он выполнен по архитектурным стандартам того времени, имеет даже внутренние интерьеры.

Посетитель, переходя от витрины к витрине, будто совершает путешествие во времени. Есть, например, фотография 50‑х годов прошлого века. На ней — группа учителей школы в элегантных головных уборах. Шляпки, разумеется, разные, однако похожи тем, что стали своеобразным знаком времени.

Раздел, посвященный истории пионерской и комсомольской организаций, представлен ярко. Здесь можно увидеть фотографии в полный рост девочки и мальчика в пионерских галстуках, снятых на фоне зданий в Московском кремле. Здесь же — такие привычные для бывших пионеров горны и барабаны, которые сегодня скорее экзотика для современных ребят.

Фото из архива школы.

А вот история знамени школы может быть весьма поучительной. Сегодня оно бережно хранится в музее и выглядит «с иголочки». Создатели экспозиции обнаружили реликвию в подсобном помещении школы и привели Знамя в порядок. Оно пострадало в период безвременья, когда рушились устои, но ничего взамен не рождалось. Время показало, что культура не может существовать без памяти, нельзя быть «Иванами, родства не помнящими» и выбрасывать на свалку целые периоды жизни страны, какими бы тяжелыми они ни были.

Актив музея

Экспозиция, открывающаяся взору посетителя, на самом деле, только верхняя часть «айсберга». В фондах музея — большое количество документов, фотографий, аутентичных предметов разных периодов времени.

Педагог-организатор по военно-патриотическому направлению и руководитель школьного музея Александра Маршук — человек увлеченный. Она не так давно работает в школе, но чувствуется, как полно включилась в процесс. С ней вместе работают и активисты из числа учеников.

Ребята, составляющие актив музея, проходят подготовку по проведению лекций и экскурсий. Для представителей комиссии муниципального смотра-конкурса обзорные экскурсии по экспозиции провели Егор Залевский, Руслан Кабулов из десятого класса и девятиклассница Маргарита Одинцова. Они отлично справились.

конкурсная комиссия. Фото из архива школы.

Представители конкурсного жюри оценивали много факторов, из которых складывается характеристика школьного музея, в том числе и состояние документации: инвентарных книг, основного и вспомогательного фондов, планов работы и так далее.

Музей зарегистрирован, имеет личный кабинет на Федеральном сайте детско-юношеского туризма и краеведения, внесен в реестр школьных музеев, чему есть соответствующее свидетельство.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №12 от 15 марта 2023

Заголовок в газете: Путешествие во времени

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру