Евгения Комарова рассказала о преподавании фотоискусства

В этом году молодежной фотостудии «Пущино» при Центре культурного развития «Вертикаль» исполнилось 15 лет. Из небольшого кружка по интересам она выросла в полноценную кузницу профессионалов фотографического искусства.

Евгения Комарова рассказала о преподавании фотоискусства
фото из личного архива Евгении Комаровой

Все началось в 2008 году, когда в «Вертикаль» пришла работать Евгения Комарова, бессменный руководитель фотостудии. Сегодня Евгения Александровна — член и секретарь Союза фотохудожников России, профессиональный педагог и один из постоянных спикеров на большинстве фотографических фестивалей нашей страны.

В своем творчестве Евгения нередко прибегает к использованию мягкорисующих однолинзовых объективов (моноклей) и является убежденным приверженцем современной пикториальной (живописной) фотографии.

Евгения Комарова. Автопортрет. фото из личного архива

— У молодежной фотостудии была комната в 12 метров, которую мы с ребятами отремонтировали своими силами. Еще — одна стена в холле и стеклопакеты для выставок, — вспоминает Евгения Комарова. — В студии тогда занимались ребята в возрасте от двенадцати до двадцати пяти лет. Надо сказать, что с большинством из них мы дружим до сих пор.

— Как все изменилось за это время?

— Сейчас у нас свое помещение — почти сорок метров. Есть студийное оборудование, рамы, камеры, все для лекций и мастер-классов, появился целый выставочный отдел с пятью экспозиционными площадками, современным оборудованием. Выпускники фотостудии последних пяти лет — победители российских и международных конкурсов и фестивалей. Часть из них стали сотрудниками нашего учреждения, кто-то окончил профильные вузы, некоторые стали членами Союза фотохудожников России. А вообще, в период с 2017 года в студии занимались люди в возрасте от 12 до 80 лет

фото из личного архива Евгении Комаровой

— Ваши воспитанники стали профессиональными фотографами и членами Союза фотохудожников России?

— Вообще за пятнадцать лет в студии занимались более ста человек. Половина из них не стали развиваться, оставаясь фотолюбителями или перестав фотографировать вовсе. Еще четверть принимают участие в наших конкурсах, выставка и проектах время от времени. Ну, и четверть, так или иначе, связали жизнь с визуальным искусством. Кто-то остался в фотографии и сейчас — профессионал или фотохудожник, несколько ребят отучились на кинооператоров и режиссеров, пара человек, занявшись фотографией, наконец-то смогли признаться себе, что, по сути, — художники и сейчас занимаются изобразительным искусством.

— Какие значимые события произошли со студией в этом году?

— Пожалуй, самое значимое событие — то, что в этом году мы не набирали новых групп, а я перешла на формат наставничества и сейчас работаю с подростками и взрослыми в индивидуальном формате. Помимо этого, читаю лекции и провожу мастер-классы для широкой аудитории. С точки зрения заслуг и побед — традиционные стипендии Министерства культуры Российской Федерации у взрослых участников команды. По большому счету, этот год у нас — время очередной перезагрузки.

фото Евгении Комаровой

— Преподавая фотографию, чему именно Вы стараетесь научить молодежь?

— Самое главное, чему я учу, преподавая фотографию — это уважение. Уважение к себе, как к уникальному автору. И уважение к другим — к их индивидуальности, праву на самовыражение, мысли и чувства. Фотография — хороший инструмент для того, чтобы научить человека создавать авторские произведения и учиться обращать внимание на свои чувства, мысли и красоту окружающего мира. А выдержка-диафрагма-свет-время и композиция — это наши инструменты для того, чтобы научиться создавать.

— Многие Ваши работы выполнены в духе пикториальной фотографии. Даете ли Вы простор для творчества или являетесь приверженцем какого-то одного направления в фотографии?

— Я — наставник. Моя задача — помочь освоить инструмент человеку. Я сама умею практически все. Что-то лучше, что-то хуже. Но могу дать основы и коммерческой, и репортажной, и студийной, и художественной фотографии. А дальше человек сам решает, что ему ближе и интереснее.

Разумеется, я всегда много внимания уделяю художественной составляющей, показываю классику мировой и русской художественной фотографии, работы свои и друзей. Я специалист по пикториальной фотографии, куратор и исследователь. Примерно половину моей творческой фотографии я отношу к пикториальной. Вторую половину — к тому, что можно отнести к художественному репортажу, пожалуй.

— Можете подробнее рассказать про монокли? Использование данного вида оптики занимает немалую часть вашего творчества...

— Никого из учеников не заставляю снимать на подобные объективы. Хотя первый мой монокль сделали студийцы. Они не могли понять, получилось или нет, притащили мне два объектива, и с этой истории началась моя моноклевая фотография. Им — не зашло, зато мне они случайно изменили жизнь. Это было примерно в 2010 году. Так что за мой пикториализм надо благодарить Андреева, Колосова и двух наших студийцев.

— Последние годы набирают популярность старинные способы фотографии и фотопечати. Почему, на Ваш взгляд, аналог начинает теснить цифру в творческой среде?

— О, этот вопрос на целую статью. Эту тему я люблю, знаю и читаю лекции. Если в двух словах, то благородные техники печати прекрасны следующими свойствами, неотделимыми от процессов: уникальность каждого отпечатка (или же малотиражность итогового произведения: каждый из отпечатков будет отличаться от прочих), магия фотографии — никогда нельзя перед или в процессе создания отпечатка точно знать результат, который получится — каждая картинка индивидуальна. И то, что на создание каждого снимка уходит несоизмеримо больше времени — это увеличивает его ценность и значимость для автора и зрителя.

Возвращается процесс создания, творения некого нового, несуществовавшего. Замедление, фокусировка внимания и цели, более пристальное отношение к каждой части произведения по сравнению с «быстрой» цифровой фотографией.

— Фотографировать может научиться почти любой (наличие техники и знаний сейчас это позволяют), а вот что нужно, чтобы стать фотохудожником?

— Я уверена, что мастером может стать почти любой. А вот художником нужно или родиться, или внезапно переродиться в него, почувствовав и поймав ту фантастическую гармонию мироздания и удовольствия от создания того, чего не было, и что никогда не может быть повторено другим человеком.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №50 от 6 декабря 2023

Заголовок в газете: «Мастером может стать почти любой, а художником нужно родиться»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру