На заседание 6 мая собрались все 20 депутатов Протвино. На повестке дня вновь стоял вопрос «о возложении временного выполнения исполнительно-распорядительных полномочий по руководству администрацией города Протвино». За витиеватой формулировкой скрывалось простая, как кирзовый сапог, мысль — снять Дмитрия Витягловского. На кого возложить обязанность вместо него, уже было не так важно. У главы администрации — семь заместителей, кто-нибудь да согласится. Чем же врио так насолил депутатам?
Претензии
Первым высказался Роман Фурцев, главный оппонент Витягловского и мотор всей кампании по смене власти. Когда 17 октября 2014 года Дмитрий Павлович впервые появился на Совете депутатов и заявил, что он теперь будет руководить городом, потому что так решили в области, Роман голосовал против его кандидатуры. Не поехал он и на выездное заседание в Красногорск 5 ноября, где Витягловский все-таки принял полномочия.
Процесс передачи исполнительно-распорядительной власти в Протвино был нарушен изначально, и Фурцев добивался возвращения ситуации в исходную точку, чтобы начать заново по закону. Он неоднократно выносил вопрос о врио на совет, а в декабре подал в суд на решение Совета депутатов от 5 ноября, требуя признать его незаконным и отменить. Суд его требования не удовлетворил. Но эту неудачу Роман обратил в свою пользу.
Были у него и личные причины требовать отставки Витягловского. Как индивидуальный предприниматель, Фурцев арендует помещение у муниципалитета, и в декабре он узнал от начальницы отдела аренды (впоследствии уволившейся), что договор с ним продлить не хотят, якобы, по требованию врио. Фурцев счел это давлением на себя как на депутата. Он заявил, что знает о фактах давления со стороны руководителя администрации на других депутатов, поэтому предложил сделать голосование тайным.
По мнению Геннадия Рыбакова, причин для отставки Витягловского более чем достаточно, но главное — неумение наладить контакт с депутатами. Врио скрывает информацию, ведет кулуарные переговоры за спиной «парламента». Особенно Рыбакова волнует энергетическое предприятие «ПРОТЭП», половина акций которого принадлежит муниципалитету. Рыбаков неоднократно запрашивал у Витягловского информацию по управлению предприятием, но не получил ответа.
Депутаты предлагали свои кандидатуры в Совет директоров — Рыбакова и Борисова. Но врио волевым решением включил туда Звонарева вместо Рыбакова. Такие кулуарные решения и скрытность настораживают депутатов и заставляют опасаться за судьбу предприятия.
Непонятна ситуация с МУП ЖКХ, МУП УЖКХ и МУП УЭ. Оперативную информацию по ним депутаты не получают, на рабочие совещания в администрацию их не приглашают, кадровые решения с ними не согласовывают.
— Он нас игнорирует, — возмущался Рыбаков.
Он напомнил, что на городе лежит тяжелое кредитное бремя в 140 млн, но предложения Витягловского по погашению долга неприемлемы. Продать квартиры в новостройке на Заводской невозможно, так как их ждут около 200 очередников — малоимущих семей. Перед ними все равно придется выполнять обязательства. Продажа кафе «Калинка» тоже проблему не решит. Оптимизация дополнительного образования в городе тем более не даст нужной экономии, а вред принесет большой. Напомню, что оптимизация допобразования, особенно идея слить три школы искусств в одну, привела к революционной ситуации в городе (см. «Как спасти Камертон» от 6-13 мая 2015 г.).
— Дмитрий Павлович не может вывести город из той ситуации, в которой он оказался ... Мы разваливаем внешкольное образование, ничто не делается для пополнения доходной части бюджета, — заключил Рыбаков, подчеркнув, что это его личное мнение.
По его мнению, еще два месяца такого руководства, и город будет потерян.
Согласен с ним и Сергей Вольховский, который искренне не понимает, почему отстаивать самые элементарные права горожан приходится через обращения в высшие эшелоны власти.
Вспомнили и проблему котлована под строительство гостиничного комплекса вместо теннисных кортов на Фестивальном проезде. Когда стройку остановили, застройщик ООО «Лигирион» подал иск к администрации на возмещение 30 млн рублей. Администрация вышла с встречным иском. В итоге Витягловский договорился с застройщиком о мировом соглашении, которое должно быть подписано к 18 мая. После этого стройка возобновится. Условия мирового соглашения и переговоры с ООО «Лигирион» идут тайно, что тоже раздражает депутатов. По мнению Фурцева, город должен добиваться отмены строительства по суду.
Вопросы
Для города не тайна, что депутатский корпус разделился по вопросу отставки Витягловского. Врио активно поддерживают пятеро «институтских», которым так велело начальство. Но это не значит, что сами они не способны рассуждать здраво. Когда Александр Брагин задал простой вопрос, а как конкретно новый градоначальник исправит финансовую ситуацию в городе, ни один из оппозиционеров, вообще говоря, не ответил по существу. Самый честный ответ дал Сергей Вольховский: никак. Нельзя вот прямо сейчас вывести город из дефицита, но удержать падение нужно.
Брагин настаивал на том, чтобы Витягловского оставить и как можно скорее провести конкурс на замещение постоянной должности сити-менеджера. Его поддержала Валентина Лаврентьева, которая напомнила, что Витягловский помог институту, у них сложились деловые отношения, и поэтому ставить на короткий срок другого руководителя институт считает нецелесообразным.
Дождаться конкурса предложил и Артем Звонарев. Присутствовавший на заседании чиновник из главного управления территориальной политики Московской области Александр Кудрявцев тоже склонял депутатов подождать конкурса, намекнув, что область не поддержит кандидатуру Витягловского. По его словам, юридической практики подобного рода в области еще не знают, и депутаты могут получить иск. Аналогичное мнение высказал и прокурор Андрей Алексеев.
Как раз иска депутаты не боятся. Как пояснил Роман Фурцев, протвинский суд однажды признал решение о возложении полномочий по руководству администрацией законным (см. статью на сайте «Суд не оставил Протвино без главы»), вероятность, что аналогичное решение теперь можно будет оспорить, ничтожна.
Как бы то ни было, а провести конкурс в скором времени невозможно. Загвоздка в том, что нет нового устава. А в старом не разграничены полномочия сити-менеджера и главы города. Условия же конкурса требуют публикации проекта трудового контракта с сити-менеджером, где должны быть четко прописаны полномочия. Новый устав появится только после публичных слушаний, то есть не ранее чем через 2-3 месяца. Потом проект контракта нужно согласовать с областью, потом объявить конкурс, рассмотреть документы кандидатов. В общем, постоянного градоначальника Протвино получит не раньше зимы.
Кандидат
После обсуждения депутаты перешли к тайному голосованию и 14 голосами из 20 сняли с Дмитрия Витягловского полномочия врио. Затем Роман Фурцев выдвинул кандидатуру Александра Козырина-Гаака, который дал письменное согласие временно исполнять обязанности главы администрации. Ему в альтернативу предложили Евгения Клименко и Александра Квашина, но оба отказались.
Клименко сказал, что здоровье дороже, а Квашин заверил, что не готов к такой должности — мало опыта. Таким образом выборы врио оказались безальтернативными. Такое уже случалось — 5 ноября 2014 года. Тогда тоже у депутатов была одна кандидатура — Витягловский. Его избрали тем же числом голосов — 14.
Поскольку не все депутаты были знакомы с Александром Козыриным-Гааком, то его пригласили рассказать о себе и о планах по спасению Протвино.
Александр Владимирович рассказал, что получил экономическое образование и начинал работать в Нижневартовске в отделении федерального казначейства. Затем работал в кредитном отделе и отделе ценных бумаг коммерческого банка, в региональном отделении Тюменской нефтяной компании занимался сбором и обработкой консолидированной отчетности 32 входящих в структуру предприятий. Работал в счетной палате Нижневартовска. У него 5 лет муниципальной службы и около 10 лет государственной. В 2010 году он возглавил контрольно-ревизионный отдел администрации Протвино, а с января 2012 года стал заместителем главы.
С Витягловским Козырин-Гаак не сработался, и 20 февраля был уволен по статье «за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой, пункт 3 части 1 статьи 19 ФЗ-25». Суд 1 апреля 2015 года признал увольнение незаконным и восстановил его в должности. (См. статью «Жертва интриг» от 25.03 — 01.04.2015 г.). С тех пор чиновник находился на больничном. По его словам, это первый больничный за время его работы в Протвино. У него болеет младшая дочь, и он находится с ней на больничном вместо супруги, которая только недавно после декрета вышла на работу.
Кандидат сказал, что 140-миллионный долг в Протвино вырос за последние пять лет, а до этого он составлял 56 млн. По его мнению, бюджетная политика администрации выбрана неправильно, отсюда и результат. Он пообещал проанализировать ситуацию и начать выходить из долговой ямы. Найти деньги на допобразование, по его словам, будет трудно, и скорее всего, придется-таки отправлять педагогов в административные отпуска.
На вопрос о 20-миллионном штрафе, наложенном на город контрольно-счетной палатой за новый детский садик, Козырин-Гаак ответил, что его можно не платить. Акт КСП носит рекомендательный характер, и город может выступить как агент между областью и подрядчиком, который собственно и проштрафился. Нужно принудить его оплатить штраф через суд. А из расходной части бюджета эти 20 млн он обещал убрать.
Пообещал Александр Владимирович разобраться и с мировым соглашением ООО «Лигирион», и с квартирами на Заводской, чтобы они достались очередникам, и со сдачей в аренду имущества МУП УЭ, и с возможным иском о преднамеренном банкротстве МУП ЖКХ, и найти 8 млн, чтобы ввести в эксплуатацию новый детсадик на Южной, и согласовывать кадровые решения с Советом депутатов, и рассмотреть претензии педагогов к начальнику отдела образования Юрию Романенко, и найти виновных в необоснованной растрате бюджетных 1,8 млн в школе, которые опять же муниципалитет должен вернуть области. Выставить свою кандидатуру на конкурс сити-менеджера он тоже пообещал.
Козырина-Гаака поддержали 13 депутатов из 20, и полномочия врио на него были возложены. Парламентарии разошлись в хорошем настроении, шутили и веселились. Как будто камень с души сбросили. Или мне только так показалось?