Владычный монастырь: от пограничной крепости до авиационного училища

За многовековую историю Владычный монастырь всегда был тесно связан с воинским делом. Обитель была основана в период прекращения феодальной раздробленности и начала объединения русских земель вокруг Москвы. В средние века монастырь являлся крепостью, которая вместе с Кремлем на Соборной горе и Высоцким монастырем находилась в едином оборонном треугольнике Серпухова.

Владычный монастырь: от пограничной крепости до авиационного училища
Фото из открытых источников и семейных архивов родственников выпускников авиашколы: Юрия Алексеева, Валерия Дмитриева.

Перед иконой святого самовозгоралась свеча

В те времена за Окой уже начинались земли Золотой Орды. Башни монастыря помогали дозорным видеть все, что происходит за рекой, а крепкие стены позволяли укрыться от неприятеля.

Будучи ближайшей к Оке крепостью, Владычный монастырь нес в себе еще и сигнальную функцию.

При обнаружении войска противника дозорные начинали бить в колокола, оповещая «гарнизоны» других крепостей. Неоднократно монастырь подвергался разграблению со стороны татар. Монахи защищали обитель всеми имеющимися силами.

Живо придание, что в лихую пору вражеских набегов защитники крепости взывали о помощи к образу Георгия Победоносца, а перед нашествием врага перед иконой святого самовозгоралась свеча.
С именем святого Георгия также связана легенда о бескровной победе войска Бориса Годунова над ордой крымских татар: «В седьмой понедельник после Успения Пресвятой Богородицы из монастырских врат выехал сам небесный воин на белом коне и, устрашив неприятеля, заставил его войско уйти прочь». С тех пор этот день почитаем в стенах обители.

Крылья Советов

Начиная с XVII столетия, монастырь утратил свое оборонное значение. В его стенах размеренно текла жизнь. Периоды расцвета сменялись упадком. Настал «железный» XX век — тогда монастырь перестал функционировать как обитель и вернулся на оборонную стезю. Согласно историческим документам, 23 июня 1922 г. авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания (сокращенно «Стрельбом») из Москвы была переброшена в Серпухов. Отдельные части территории и помещений

Владычного монастыря стали местом базирования авиашколы. В жилых корпусах монастыря разместили классы, казармы, офицерское общежитие и красноармейские команды.

Именно здесь в первой половине прошлого столетия готовили военных летчиков.

Стоит отметить, что кресты в то время с храмов не снимали, а богослужения продолжались.
Весной 1924 года лучших инструкторов 1‑й Высшей школы Красных военных летчиков РККА ВВФ из Москвы направили в Серпухов для обучения и экстренного выпуска нескольких групп учлетов, среди которых были летчик-инструктор Маврикий Слепнев и Михаил Громов.

В Стрельбом для дальнейшего обучения направляли уже подготовленных летчиков, которые к этому времени уже окончили теоретическую авиационную школу в Егорьевске, авиашколу в Борисоглебске или Каче и школу пилотажа в Москве. Поэтому в Серпухове мастерству обучались не учлеты (курсанты), а слушатели (летчики).

27 мая 1924 года для дальнейшего обучения боевому применению в Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (в то время так называлась школа) прибыл двадцатилетний Валерий Чкалов, будущий летчик-испытатель, Герой Советского Союза.

В июле 1924 г. Валерий Чкалов окончил Серпуховскую авиационную школу и получил квалификацию летчика-истребителя. Летчик-испытатель и Герой Советского Союза неоднократно выполнял сложные задания.

Валерий Чкалов. Фото из открытых источников и семейных архивов родственников выпускников авиашколы: Юрия Алексеева, Валерия Дмитриева.

В июне 1937 года он станет первым человеком в мире, совершившим перелет через Северный полюс из Москвы в США. Его имя станет легендарным не только в стране, но и за рубежом. В конце 30‑х годов прошлого века каждый второй советский мальчишка мечтал стать «Чкаловцем».

Чкалов трагически погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И‑180» в возрасте 34 лет. В Серпухове одна из улиц близ Владычного монастыря названа в честь легендарного ученика авиационной школы — Чкаловская.

Инструктор и впоследствии товарищ Чкалова Михаил Михайлович Громов прожил долгую и не менее достойную жизнь. Родившись еще в конце 19 века, он станет свидетелем и участником становления и эволюции военно-воздушных сил нашей страны. В 1934 году за рекордный по дальности и продолжительности перелет Громов, как командир экипажа самолета АНТ‑25, был удостоен звания Героя Советского Союза.

Михаил Громов. Фото из открытых источников и семейных архивов родственников выпускников авиашколы: Юрия Алексеева, Валерия Дмитриева.

В годы Великой Отечественной войны командовал сначала авиационной дивизией, а затем воздушной армией. Генерал-полковник авиации Громов за многократные заслуги удостоится звания

Заслуженного летчика Советского союза и будет награжден высшими правительственными наградами. Кроме того, Михаил Михайлович профессионально занимался спортом и 1923 году стал чемпионом СССР по тяжелой атлетике. Его имя увековечено не только в топонимах нашей страны: в калифорнийском городе Сан-Джасинто действует «Громовский комитет», состоящий из летчиков и членов семей, встречавших в 1937 году советский экипаж в США. В мэрии Сан-Джасинто на почетном месте установлен портрет Громова.

В 1925 году школу бомбометания переименуют в Военную школу воздушного боя (сокращенно «Воздухобой»). Здесь авиатор Виктор Писаренко сконструирует первый советский свободнонесущий моноплан ВОП‑1.

Множество других прославленных летчиков и специалистов авиационного дела воспитает «Воздухобой», сделав Серпухов одним из центров боевой авиации нашей страны в первой половине XX столетия. За 6 лет базирования в Серпухове авиашкола подготовила более 500 летчиков, из них одиннадцать человек впоследствии стали Героями Советского Союза

Выпускники-истребители школы воздушного боя. 1927, август. Фото из открытых источников и семейных архивов родственников выпускников авиашколы: Юрия Алексеева, Валерия Дмитриева.

В 1927 году Военную школу воздушного боя из Серпухова перебазировали в город Оренбург. На месте бывшего «Воздухобоя» была образована Серпуховская военная школа пилотов.

В 1937 году неподалеку от Владычного монастыря отводится площадка для аэродрома площадью в 60 гектаров для летного поля Серпуховского ОСОАВИАХИМа. Здесь оборудуют временный аэродром и построят ангар. Впоследствии этот аэродром перебазируют в деревню Дракино, где он существует по сей день.

Осенью 1941 года, когда враг приблизился к Серпухову, авиационная школа пилотов была эвакуирована в город Вязники Владимировской области.

Одним из узлов противовоздушной обороны Москвы в 1941 году в Серпуховском районе был аэродром у села Липицы. Также использовался бывший аэродром ОСОАВИХИМа (общества содействия обороне авиации и химическому строительству) в деревне Дракино и служебные помещения бывшей Серпуховской военной школы пилотов.

На немецкой аэрофотосъемке города 1942 года отчетливо видны бывшая взлетно-посадочная полоса и место стоянки самолетов авиашколы на поле у озера Долгое.

В 1943 году на территорию бывшего «Воздухобоя» из Тушино переведут 2‑ю Московскую военную авиационную школу механиков спецслужб ВВС. Здесь готовили специалистов для всех типов фронтовой и дальней авиации.

В послевоенное время, с началом массового использования реактивных двигателей, школа переживет очередное преобразование и обретет новое имя. С 1948 года Серпуховское военное авиационно-техническое училище спецслужб ВВС СССР готовило техников-механиков, принимавших участие в испытаниях первых советских ракет. Именно в этот период начинается история современного филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого.

В 1960 году училище включили в состав Ракетных войск стратегического назначения. В 1963 году его окончит дважды Герой Советского союза летчик-космонавт Александр Александров. В 1978 году училище освободит помещения Владычного монастыря, а сама обитель вернется к духовной жизни в 1995 году.
                                                                               ***
Сейчас Владычный монастырь представляет собой излюбленное место для паломников и туристов. На его территории находится православная гимназия, живут павлины, работают пекарня и столовая.

Сюда любят заходить местные жители, туристы и курсанты находящегося по соседству филиала Военной академии РВСН им. Петра Великого. Заботливыми руками и кропотливым трудом монахини разбили здесь множество цветников, посадили кустарник и плодовые деревья.

Здесь приятно гулять, наслаждаться красотой и покоем. Ничто, кроме крепостных стен, уже не напоминает о славном боевом прошлом монастыря. Однако именно здесь защищались рубежи и зарождалась отечественная военная авиация. Именно отсюда выходили первые ракетчики нашей страны.
 
Справка МК: служебные помещения авиашколы расположили в зданиях коммунального отдела, которые были разбросаны по всему городу. Управление школой, штаб и общежитие слушателей разместили на площади «Третьего Интернационала», сейчас это площадь Ленина, дом 14. Позже, в четырех верстах от аэродрома (на улице Урицкого), были оборудованы авиационные мастерские, а в восьми-девяти верстах от города — авиационный полигон.
 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 31 мая 2023

Заголовок в газете: Обитель воинского духа

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру