Как в Протвино реформируют культуру

В ожидании худшего

Администрация Протвино 4 апреля издала постановление об объединении двух музыкальных школ и художественной школы в одну структуру. Обсуждают и вопрос о закрытии библиотеки семейного чтения, входящей в централизованную библиотечную систему. Корреспондент «МК» в Серпухове» узнала, как себя чувствуют реформируемые учреждения.

В ожидании худшего
Художественная школа в Протвино

Экономия или продажа

Когда в конце 2014 года стало известно, что культурные и спортивные учреждения дополнительного образования будут реорганизовывать путем слияния, город буквально встал на дыбы. Культура и спорт — это гордость Протвино. Развитая система музыкального и художественная образования, несколько спортивных школ известны на всю страну. Любой вуз считает честью иметь в своих стенах студентов из Протвино, потому что образованность и развитость протвинских детей — не пустой звук. Но вместо того, чтобы развивать элитарную культуру наукограда, ее режут буквально по-живому.

Власти города долго не могли объяснить, зачем объединять школы. В ход шли многочисленные уловки, подмены понятий, туманные намеки. То, якобы, приказано выполнить программу области под названием «Умная социальная политика». О ней любил рассказывать экс-начальник образовательного блока в администрации Юрий Романенко. То ссылались на нормативы по городам, согласно которым услуги дополнительного образования бесплатно можно оказывать определенному количеству детей, а в Протвино этот норматив превышен в два раза: сейчас по системе допобразования учатся 733 ребенка, а нужно — 377. Или вдруг стали подозревать у допобразования долги по коммуналке, поэтому его надо сократить. Потом, правда, выяснилось, что долги у общеобразовательных школ. Последнее время администрация продвигала такую версию: при слиянии в одно учреждение произойдет экономия бюджета за счет сокращения управленческого аппарата и исключения дублирующих функций. Но реальность, как обычно, оказалась банальнее. Дополнительное образование финансируется из бюджета города, а бюджет дефицитный, поэтому его нужно пополнить, например, продав хорошую недвижимость. А для этого недвижимость нужно сначала освободить.

«Камертон»

Детская музыкальная школа «Камертон» возникла в 1971 году. В ней учились музыке многие поколения протвинцев, ее ученики отмечены многочисленными наградами, они поступают в музыкальные вузы, становятся знаменитыми. Здесь работают настоящие энтузиасты, которые учат с душой, полной отдачей. Известие о присоединении «Камертона» к музыкальной школе и возможном отъеме помещения пришло в конце 2014 года, когда в администрации появился «ставленник губернатора» Дмитрий Витягловский. Тогда член родительского комитета Андрей Краевский обратился в Совет депутатов с просьбой не допустить этого. С того времени прошло множество собраний, попытка создать объединенный родительский комитет, открытые письма и обращения наверх, петиции, видеообращение президенту. Под занавес даже создали комиссию по оптимизации, но о ее работе и выводах мало что известно широкой публике. Наконец, 4 апреля 2016 года руководитель администрации Георгий Мущак выпустил постановление о реорганизации «Камертона», художественной и музыкальной школ в одно — МАУДО Детскую школу искусств (ДШИ). Руководить ею назначен нынешний директор музыкальной школы Владимир Троицкий.

В «Камертоне» известие о реорганизации восприняли болезненно. Многие сотрудники уверены, что лишение самостоятельного статуса фактически означает ликвидацию. Школа занимает целый блок в бывшем детском садике на улице Гагарина, 2-а. Помещение с большими светлыми классами содержится в прекрасном состоянии, полностью отремонтировано, устроены перегородки, звукоизоляция. Здесь все сделано комфортно и качественно, потому что для своих детей. Сюда вложен не один миллион рублей, в том числе и родительских. Долгов по коммунальным платежам у «Камертона» нет и никогда не было. Откуда им взяться, если оплата идет из пожертвований родителей? Что и говорить, помещение «Камертона» — лакомый кусок для коммерсантов.

Пока официальных решений о переезде не принято, но многие уверены, что это дело времени. Переезд станет для «Камертона» головной болью. Придется перевозить много музыкальных инструментов, концертные рояли, которые могут пострадать.

В школе не верят в версию про экономию бюджета за счет слияния. Неоднократные просьбы педагогов и родителей предоставить экономические расчеты уходили в пустоту. Только недавно на одном из заседаний комиссии по оптимизации расчет, наконец, был дан. Но вместо ясности, он вызывает недоумение. Если ранее на управленческий аппарат тратили 731 тысячу рублей, то теперь на него уйдет всего … 34,8 тысячи рублей. А на педагогический состав вместо 1,8 млн рублей потребуется 754 тысяч. Всего экономия составит 1,39 млн рублей. Цифра, прямо скажем, не впечатляет. Хуже всего то, что экономия, судя по таблице, произойдет за счет урезания педагогического состава более чем вдвое.

В «Камертоне» же полагают, что при объединении произойдет не экономия, а наоборот, увеличение расходов и раздувание административного аппарата. А пока коллектив готовится переходить с 1 июля на работу в новое учреждение. Уведомления они уже получили.

Художка

Художественная школа Протвино расположена в еще одном бывшем детском садике — по улице Лесной бульвар, 1а и делит его со спортивной школой и физкультурно-спортивным клубом «Надежда». Ухоженность территории и здания радуют глаз. В больших светлых помещениях расположены художественные мастерские, за мольбертами работают дети. Все вокруг пропитано духом творчества и любви. Неужели город лишится этого островка стабильности?

Художественная школа возникла в Протвино 25 лет назад в ответ на насущный запрос общественности. Сейчас в городе живут около сорока художников, многие из которых участвуют в работе художественной школы. Художники не скрывают своего отрицательного отношения к слиянию с музыкальной школой и не раз доносили свое мнение чиновникам, писали письма и встречались с руководством администрации. Толку ноль.

О том, что власти не слышат художников, стало ясно практически сразу в конце 2014 года, когда в школу наведался Дмитрий Витягловский. Он осматривал помещения, словно покупатель недвижимости, со знанием дела. Объяснениями про академический подход к живописи не заинтересовался, только спросил, не обучают ли здесь работе с бисером. Так он и запомнился педагогам, как любитель бисероплетения, путавший художественную школу с кружком «Веселый лоскуток». Новый сити-менеджер Георгий Мущак, выступая на 25-летии художественной школы 16 октября 2015 года, заверил, что школа будет работать. Ее не закроют, как планировали в конце 2014 года. Ее всего лишь лишат самостоятельного статуса, присоединив к музыкалке.

Сейчас два блока здания находятся в оперативном управлении художественной школы. Долгов по коммунальным платежам нет. Также как и «Камертон», школа с января перешла в статус автономного учреждения, что позволило ей оказывать платные услуги. Кроме того, город, как учредитель школы, утвердил новый тариф на бюджетные услуги школы. Если раньше ученики платили по 200 рублей в месяц, чисто символическую сумму, то теперь обучение ребенка (за исключением льготников, а их в художке около 50 человек) обходится в тысячу рублей в месяц. Некоторым семьям такой платеж будет не по карману, но все же школа сможет немножко зарабатывать. А главное — здесь работают по предпрофессиональным программам обучения, что позволило получить лицензию на образовательную деятельность и собственно, по закону, называться школой, а не, скажем, кружком художественного творчества. Получить статус школы позволило, в том числе, и помещение, идеально соответствующее СанПиН. Большой вопрос, сохранится ли этот статус, если школу выселят и переведут в здание музыкальной школы. О переезде пока напрямую не говорят, но идея, как говорится, витает в воздухе.

В экономию бюджета только за счет слияния в одно юрлицо здесь тоже мало кто верит. Расчет «на бумаге» в этом не убеждает. Штатное расписание школы, как выяснилось, при слиянии даже увеличилось. Значит, полагают педагоги, выигрыш будет получен от переселения школ в одно здание. Особенно обидно им слышать о превышении норм по обучению детей за счет бюджета. Сейчас в школе учатся 230 детей, работают 15 преподавателей. По многолетней статистике каждый четвертый выпускник художки поступает в высшие или средние учебные заведения по специальности, связав свою жизнь с изобразительным искусством. Этим нужно гордиться и поддерживать, а в Протвино, наоборот, сочли недостатком, подлежащим исправлению.

Лучше бы чиновники ознакомились с работой школы, внимательно посмотрели бы, какое искусство там развивают. В школе есть практически все художественные классические и народные направления: живопись, графика, керамика, которой обучают преподаватели — выпускники абрамцевской школы, традиционная роспись по дереву. О последнем направлении хочется сказать особо, потому что работы взрослых учащихся студии «Школа мастеров» поражают воображение. За два года люди, безо всякой художественной подготовки, осваивают технику росписи разных регионов России и учатся создавать совершенные предметы искусства. Уже только за эту программу, где культивируют традиционное русское искусство, художественную школу нужно поощрять, создавая самые лучшие условия.

На комиссии по оптимизации допобразования педагоги школы высказали несогласие с реорганизацией. Отрицательную рекомендацию дал и наблюдательный совет школы, созданный недавно при переходе в форму автономного учреждения. Но тщетно: «это был разговор с теми, кто не слышит». Мнением педагогов пренебрегли.

Библиотека

На днях один из порталов опубликовал информацию о вывозе на свалку книг из библиотеки семейного чтения Протвино. Несмотря на явно лживую подачу информации, в городе разразился скандал. Невероятно, но многие поверили, что в наукограде могут средь бела дня закрыть библиотеку, а книги выкинуть.

Библиотека семейного чтения в Протвино
Библиотека семейного чтения занимает небольшое помещение на первом этаже дома 13 по улице Ленина. Кроме нее в городе действуют еще две библиотеки — городская и детская, объединенные в централизованную систему. Сотрудники подтвердили, что книги действительно вывозились, но не на свалку, а были сданы в макулатуру. Проходила плановая очистка библиотек от устаревшей и невостребованной литературы, которую больше невозможно хранить. Из центральной библиотеки сдали списанную литературу, а из семейной — не учтенные в фондах книги, подаренные читателями.

Директор библиотеки Галина Чечикова возмущена дезинформацией о том, что библиотека избавляется от книг. «Это как плевок в лицо всем нам», — говорит она. Директор пояснила, что процесс утилизации книг регламентируется. Нельзя просто выкинуть книги из фондов — это уголовная статья. На каждую книгу, подлежащую утилизации, составляют акт и указывают причину списания — физический или моральный износ. Списанные книги сдают в макулатуру тоже строго по акту. Приемку книг в фонды тоже оформляют актом, а на титульном листе и 17 странице ставят штамп библиотеки и инвентарный номер. Если их нет, значит, книга не находится в фондах. Обычно такое случается с подаренными книгами. Если они нужны, их примут в фонд. Если нет, то какое-то время книги могут храниться в библиотеке, потому что у сотрудников рука не поднимается выкинуть. «Нам жить негде, а мы держим книги, нам их жалко», — говорят библиотекари. Время от времени они устраивают книгообмен между читателями, а если совсем завал, то сдают подаренные книги в макулатуру.

Библиотеки в Протвино находятся в стесненном состоянии. У них никогда не было достаточно помещений, не говоря уже о собственном здании. Тем не менее оптимизация затронула и их. Не случайно в центре скандала оказалась библиотека семейного чтения. Ухоженное чистое помещение на Ленина, 13, без долгов представляет собой лакомый кусок недвижимости, расположенный в центре города. Разговоры о выселении оттуда библиотеки идут давно. В отличие от детской и центральной библиотек, которые нельзя закрыть по нормативам, семейную библиотеку закрыть ничто не мешает. Мнение читателей, которые собрали десятки подписей под обращением в администрацию против закрытия, не в счет.

Сотрудники библиотеки не скрывают грусти по поводу оптимизации, но относятся с пониманием, мол, городу трудно сейчас, ничего, потеснимся и мы. Куда размещать фонды семейной библиотеки, это отдельный вопрос, но вполне решаемый. Впрочем, официального постановления по библиотеке семейного чтения еще не принято.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №17 от 20 апреля 2016

Заголовок в газете: К оптимизации на всех парусах

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру