Общежитие в Пущино ждет денег от институтов

А пока плату переложили на аспирантов

В Доме аспирантов и стажеров (ДАС) в Пущино вдвое повысили плату за проживание. Жильцы возмущены и намерены жаловаться на самый верх. Корреспондент «МК в Серпухове» выслушала другую сторону конфликта — управляющее общежитием ЖЭУ ПНЦ РАН.

А пока плату переложили на аспирантов
Пристройка к ДАС тоже находится на балансе ЖЭУ ПНЦ РАН, под ней расположен собственный тепловой пункт

В советское время 16-этажное общежитие в микрорайоне «В», дом 35 принадлежало Пущинскому научному центру Академии наук. В 2001 году его передали на баланс ЖЭУ ПНЦ РАН, созданному в 1992 году в виде федерального государственного унитарного предприятия. Эта организационно-правовая форма позволяла на законных основаниях использовать государственную собственность и вести коммерческую деятельность, что записано в уставе предприятия.

На балансе ЖЭУ ПНЦ РАН находится имущество стоимостью почти миллиард рублей. Кроме ДАС, это обширный квартирный фонд в нескольких многоэтажных домах, сдаваемый в коммерческий наем, старые дома ФИАН, нежилое помещение бывшей детской библиотеки, пристройка к ДАС (бывший лицей), инженерные сети, производственные мастерские, автобаза. Все это имущество принадлежит Российской Федерации, его нельзя продать, поделить, за редким исключением — приватизировать, зато его можно эксплуатировать в коммерческих целях, к примеру, сдавать в аренду. С учетом этого момента и следует рассматривать конфликт в ДАСе.

Когда лишили субсидий

О повышении платы проживающие в ДАС узнали в конце сентября. Просто на стене появилось объявление о том, что с 1 сентября плата за койко-место повышается до 4197,18 рублей. Учитывая, что некоторые жильцы платили в сентябре по старым ценам, объявление разместили явно задним числом. Как-будто колебались, повысить или нет, и вдруг решились. До этого плата за койко-место составляла 2126,6 рублей, что в общем жильцов устраивало. Почему же повысили плату и что в нее входит? Как пояснил замдиректора ЖЭУ ПНЦ РАН Дмитрий Небжицкий, повышать плату за общежитие нужно было давно и понемногу, тогда бы сейчас реакция не была столь острой. Тому, что плата искусственно сдерживалась, есть объяснение, уверяет Небжицкий. Дело в том, что раньше все институты ПНЦ РАН заключали с предприятием договоры, согласно которым общежитие обязано принять аспирантов и молодых сотрудников. В обмен Академия доплачивала ЖЭУ ПНЦ РАН из своего бюджета. За счет этих денег ремонтировали здание, кровлю, комнаты. В 2013 году, после реформы РАН, субсидии прекратились, и предприятие оказалось полностью на самоокупаемости. Тем не менее, работали, селили аспирантов, как раньше, плату не повышали, ожидая, что вот-вот возобновятся субсидии. По привычке, каждый год ЖЭУ ПНЦ РАН заключало с институтами договоры. Вот только проживание аспиранты оплачивали из своего кармана. В конце 2016 года договоры с институтами закончились, и тогда им поставили условие — субсидировать проживание аспирантов. Институты отказались. Предприятие, в свою очередь, отказалось заключать договоры на 2017 год.

«Я удивляюсь, как институты прошли аккредитацию аспирантуры, ведь для этого нужно показать документы на обеспечение аспирантов жильем», — говорит Небжицкий. Действительно, интересная сложилась ситуация. Аспирантуру институты оформили, аспирантов набрали, финансирование по линии образования получают, а субсидировать проживание не хотят. Куда же они девают эту статью расходов?

В случае молодых ученых возникает аналогичный вопрос: почему их зарплата так мала, что они не в состоянии оплатить общежитие или снять квартиру? На совещании в ФАНО, управляющем на время реформы всем хозяйством Академии, прозвучала средняя зарплата по институтам ПНЦ РАН — 65 тысяч рублей. Как только начались вопросы о том, почему в таком случае ученые не могут платить за общагу, представители институтов тему быстро свернули.

«Акцент делают на то, что мы подняли плату, а институтам никто вопросы не задает. Сами они отмалчиваются. Характерно, что ни одной жалобы от институтов в связи с высокой платой нам не поступило, — продолжает Небжицкий. — У нас проживают много сотрудников больницы, им компенсируют половину платы, независимо от того, снимает человек койко-место или квартиру. Сергей Турьев же нашел средства (главный врач больницы, депутат — прим. автора)».

Кстати, в соседнем с ДАС общежитии МГУ плата за жилье снижена процентов на 70 за счет субсидий. Выходит, другие бюджетные учреждения за своих сотрудников доплачивают, но только не академические институты.

Долги и банкротство

В ДАС каждый год ходила комиссия от институтов и профсоюза и распределяла квоты на места. Не обходилось без кумовства, в результате которого чьи-нибудь родственники или хорошие знакомые занимали целый блок, а платили за одно койко-место. Это увеличивало долг, который ЖЭУ ПНЦ РАН копило перед ресурсоснабжающим предприятием — МУП «Тепловодоканал». Два года назад с проживающими заключили договоры, но ситуацию с долгом уже было не выровнять. На текущий момент ЖЭУ ПНЦ РАН должно за воду и тепло 15,7 млн рублей.

О происхождении долга внятного ответа нет, но вряд ли в нем следует обвинять жильцов ДАС. Они как раз платят регулярно, из примерно 600 жильцов на сей момент всего три неплательщика — работающие за границей ученые. Да и те потихоньку расплачиваются. Скорее всего, ЖЭУ ПНЦ РАН делало то же, что все управляющие компании — пользовалось чужими деньгами в расчете на прибыль, кредиты или, в их случае, бюджетные субсидии. Но просчиталось.

В конце августа МУП «Тепловодоканал», снабжающее город водой и теплом, подало в Арбитражный суд заявление о признании ЖЭУ ПНЦ РАН банкротом. Шаг ожидаемый, поскольку «Тепловодоканал» сам под угрозой банкротства, а потому жестко выбивает у всех долги. В ЖЭУ ПНЦ РАН надеются заключить мировое соглашение и погасить долг в рассрочку. В любом случае, если дойдет дело до процедуры банкротства, то продать имущество в счет погашения долга не удастся — на него наложен мораторий президента. Единственное, что сможет сделать арбитражный управляющий, — еще больше повысить плату за общежитие.

За что платят

Дмитрий Небжицкий настаивает, что плата за койко-место не запредельно высокая: столько же платят в ДАС в Москве и за аренду однокомнатной квартиры в Пущино, а условия проживания в общежитии не хуже, а чем-то лучше. Блок в ДАС — это не гостиница, не комната, а полноценная квартира площадью 35 кв.м с кухней, раздельным санузлом, кладовкой, большой лоджией. В здании заменены батареи, а собственный тепловой пункт позволил включить отопление 29 сентября, а не 3 октября, как везде в городе. Кроме того, управляющий должен покупать в блоки мебель, плиты, постельное белье, делать косметический и капитальный ремонты. В следующем году заканчивается срок эксплуатации лифтов, предстоит их менять, а это обойдется в три миллиона за один лифт. Добавим зарплаты сотрудников, обслуживающих здание: коменданта, кастелянши, сантехника. Так что, плата оправдана, полагает замдиректора.

Структуру новой платы проживающим, однако, не раскрыли, опасаясь спекуляций. Даже на запрос депутата Ирины Селезневой, которая среди прочего запрашивала размер фонда оплаты труда, директор предприятия Владимир Сисякин ответил отказом, сославшись на коммерческую тайну.

Мусор и поджог

Отвечая на критику жильцов о том, что в общежитии грязно, замдиректора парирует, мол, этажи убирают через день, выкидывают банки, бутылки из-под пива, бычки. Два раза в год выносят с этажей старую мебель, которую оставляют жильцы. Что касается пожара в вестибюле 8 октября, то Небжицкий обратил внимание на то, что возгорание произошло рано утром в день приезда съемочной группы «РЕН-ТВ Серпухов». Кто-то сложил видеокассеты и поджег, жильцы потушили огонь, пожарных не вызывали. Небжицкий допускает, что поджог мог быть устроен нарочно.

Жалобы жильцов на мусор, курение и посещения асоциальных элементов вновь подняли вопрос о введении пропускного режима в ДАС. Но эта мера неминуемо вызовет недовольство другой части жильцов — семейных. К ним и их детям не смогут приходить гости, родственники. Вопрос о пропускном режиме поднимали еще во времена, когда в ДАС жил нынешний мэр города Иван Савинцев, и тогда почти все выступили против. Опять же, плата за жилье вырастет, если посадить консьержа.

Небжицкий обращает внимание еще и на то, что в ДАС есть категория жильцов, которых повышение платы мало затронуло, но они ищут повод, чтобы приватизировать комнаты. В 1993 году муниципалитет постановил дать в общежитии постоянную регистрацию ученым, у которых не было жилья. Пять лет назад эти жильцы массово подали в суд иски с требованием оформить социальный наем и приватизировать комнаты. Среди них была и Ирина Селезнева. Все 65 исков удалось отклонить. Но теперь вопрос о приватизации снова всплыл. «Чтобы мы могли сами выбирать управляющую компанию и как-то поддерживать в состоянии этот дом», — так в упомянутом телесюжете объясняет желание приватизировать одна из постоянных жильцов Лариса Захарова, которая, к слову сказать, в науке уже не работает. На самом деле в Пущино выбирать особо не из кого: МУП ЖКХ, ЖЭУ ПНЦ РАН и несколько ТСЖ, на каждое из которых наберется вагон нареканий. Достаточно почитать местный форум, чтобы в этом убедиться. Да и наше издание не раз рассказывало о проблемах ЖКХ в Пущино.

Ждут реорганизации

Пункт 13 устава ЖЭУ ПНЦ РАН гласит, что предприятие работает с целью «ведения хозяйственной деятельности для обеспечения научного и социального обслуживания организаций, подведомственных ФАНО России, расположенных в Пущино». Но деятельность ЖЭУ ПНЦ РАН шире. Предприятие, единственное в Пущино, располагает лицензией на вывоз мусора, обслуживает служебный автотранспорт всех бюджетных учреждений — научных и образовательных, детских садов и реабилитационного центра «Солнышко», больницы, эксплуатирует автобусы Липицкого поселения, которые возят детей в школы. Небжицкий полагает, что ЖЭУ ПНЦ РАН — социально важное для города предприятие, и потому нуждается в бюджетных дотациях.

Возможно, проблема решится после слияния институтов в Федеральный исследовательский центр — ФИЦ. Сейчас идет первый этап слияния, а ЖЭУ ПНЦ РАН вольется в ФИЦ на втором этапе после преобразования в бюджетное учреждение. «Тогда снова встанет вопрос: на какие деньги содержать ДАС», — повторяет замдиректора. Однажды общежитие уже предлагали передать в ПНЦ РАН, но руководство научного центра отказалось, ссылаясь на отсутствие денег. Однако от проблемы не уйти, и решать ее придется за счет бюджета ФИЦ. Пока же в ЖЭУ ПНЦ РАН отложили повышение платы на 1 ноября, чтобы дать институтам время запланировать соответствующие траты в бюджет.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру